Школа классического правления "АВОСЬ"

ТРЕНИНГИ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РЕСУРСОМ

 

В наше время тренинг – это одна из самых популярных форм интенсивного обучения во всем мире. Руководство компаний отправляют сотрудников на психотренинги с целью повысить сплоченность коллектива, укрепить дух корпорации и раскрыть потенциал каждой личности. «Общемировой объем затрат на проведения корпоративных тренингов составляет порядка 100 миллиардов долларов. Международные корпорации вкладывают до 5% прибыли в образовательные программы для своих сотрудников. В первую очередь, интерес административного аппарата к тренингам обусловлен желанием максимально эффективно управлять своими сотрудниками. А по результатам исследований, проведенных более чем в 3000 компаний США, ежегодное десяти процентное увеличение затрат на бизнес-тренинги повышает эффективность работы сотрудников этих компаний почти на 9%» [1].

 

Чтобы понять реальную цель и эффект тренингов необходимо понимать их сущность, которая раскрывается при анализе истории их становления и используемой при проведении тренингов методологии.

 

Научную основу теории тренингов заложил Курт Левин, основавший в 1944 году Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте, с исследований которого ведет свою историю современный психотренинг. В 1946 год Левин получил заказ отыскать метод, который сможет побороть религиозные и расовые предрассудки, что реализовывалось им в виде эксперимента, который в наше время известен как «групповая психотерапия». Перед самой смертью в начале 1947 года Левин при поддержке правительства основал Национальную Лабораторию Тренинга, которая должна была заниматься переобучением мировых лидеров для создания Novus ordo mundi.

 

Курт Левин разработал и внедрил в общую психологию «теорию поля», согласно этой теории, человек без определенной цели оказывается под влиянием внешних факторов, которые и определяют его поведение. Когда Курт Левин выяснил, что групповые тренинги имеют большее воздействие на индивидуумов, поскольку «управлять личностью через группу, гораздо легче, чем управлять группой через личность», он начал разработку теории коллективных тренингов с целью группового изменения сознания. Создав систему Т-групп, он систематизировал механизмы тренинговой работы в следующих этапах:

 

Размораживание – разрушение существующей системы ценностей и жизненных ориентиров членов группы. Человек, лишенный ясной цели, оказывается в растерянности и попадает под влияние внешних раздражителей, в этом состоянии им легко управлять.

 

Обоснование этого разрушения является «негативизация» прошлого из-за довлеющего над личностью груза незавершившихся историй (несчастная первая любовь, затаившаяся обида на родителей и т.п.), которые отравляют жизнь. Следовательно, для того чтобы изменить человека, его надо освободить от инерции негативных незавершенных ситуаций, что реализуется «отказом» от всего прошлого в целом, а поскольку прошлое не «выкинуть», то отказ реально относится не к прошлому, а к традиционной системе ценностей. И чем больше у человека негативного опыта в прошлом, тем легче он идет на эту одностороннюю сделку и готов терпеть унижения, которым его подвергают на тренингах.

 

Изменение (движение) – предоставление членам группы системы ценностей и мотиваций. Человек без собственной цели будет действовать так, как его запрограммируют внешние обстоятельства: взгляды человека могут измениться, если изменятся взгляды его группы. Он утверждал, что «для того чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, какими их видят окружающие» [2]. В настоящее время эта идея реализуется с помощью теории изменений.

 

Замораживание – закрепление полученных ценностей в качестве приоритетных. Поскольку навязанные ценности не имеют внутренних оснований для своего существования в человеке, то необходимы усилия по их постоянной внешней подпитки и реанимации, без которых они достаточно быстро угаснут. Замораживание реализуется с помощью идеи «перманентного обучения» сотрудников, при котором целью является не обучение, а подпитка противоестественного (зомбированного) состояния сотрудников.

 

Наиболее отражающей полно суть тренингов является концепция «тренингов чувствительности» разработанная «Национальной тренинговой лабораторией», которая была апробирована в США в 60-е годы для решения расового вопроса. Лиц, проявляющих недостаточную «чувствительность» в расовом, половом или других вопросах, стали принудительно направлять на психотренинги, целью которых было изменить мировоззрение проштрафившихся, создать новую личность. В начале 70-х годов военно-морское ведомство прибегло к групповым тренингам, когда на кораблях ВМС США вспыхнули волнения на расовой почве. Несколько офицеров с проштрафившихся кораблей были направлены в тестовый центр морской авиации на перевоспитание. «Все офицеры, попавшие в группу, были белые, а в роли инструкторов выступали женщина латиноамериканского происхождения и чернокожий младший офицер. Поздоровавшись с аудиторией, чернокожий инструктор объявил: «Вы все – расисты!» На прозвучавший из зала вопрос: «Почему?» ,инструктор закричал: «Потому что вы все белые!» Возмутился только пилот с «Китти Хок», который заявил, что никогда не являлся расистом…. В ответ негр выгнал летчика из класса за создание помех семинару … изгнанию подлежал любой, кто мог помешать проводящему семинар оскорблять аудиторию, издеваться над ней и даже просто говорить откровенные нелепости. Ведь все это должно было, согласно теории Левина, способствовать «разморозке», то есть психическому слому участников тренинга» [3].

 

Сегодня арсенал тренинговых компаний, преследующих цель насильственной «гуманизации» и «осчасливливания», значительно шире того, который был в распоряжении основателей этого направления бизнеса. Тем не менее, основные принципы работы с группой остаются теми же, что были сформулированы Куртом Левиным и апробированы на массовых семинарах Эрхарда, и нацелены на манипуляции человеческим ресурсом, а не на обучение и развитие человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. История тренингов в лицах: Курт Левин и его теории// URL: https://edumart.kz/ru/article/istoriya-treningov-v-licah-kurt-levin-i-ego-teorii_2178 (дата обращения: 16.10.2017).

2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга.- СПб.: «Речь», 2005. С. 20.

3. Большаков К. Тренируй и властвуй// URL: https://www.kommersant.ru/doc/504616 (дата обращения: 16.10.2017).