СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ CASE-STUDY ПРИ ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Метод кейсов (англ. case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – «техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации» [1]. Возникнув в 20-х годах XX века в рамках ситуативного подхода, в настоящее время рассмотрение и изучение случаев из практики (кейсов) входит в программу обучения практически по всем современным академическим дисциплинам.
Метод был впервые применён в Harvard Business School в 1924 году, после того как преподаватели на основе интервью с ведущими практиками бизнеса написали подробные отчёты об их деятельности. Затем слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулся менеджмент в своей текущей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Таким образом, идейной основой кейс-методик являются «три кита»: ситуационный подход, эмпирическая основа, коллегиальность в принятии управленческого решения.
Ситуационный подход утверждает, что «пригодность и эффективность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. В оригинале данный подход называется contingency approach – вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации» [2, с. 34-35]. На основе данного подхода появился новый метод обучения – «методом ситуаций» (case-method), широко применяемый в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация (франц. situation – положение, обстановка) – система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.
Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени основывается на шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Ситуационные переменные – это те факторы во внешней и внутренней среде, которые учитывает менеджер при интерпретации ситуации и принятия управленческого решения. Если это не будет сделано правильно, то тогда нельзя полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Поскольку в каждой ситуации бесконечное количество переменных, то «правильно» их выбрать для анализа в принципе невозможно: либо их не охватить, либо, выбрав лишь самые значимые переменные (причем, субъективно значимые), мы обречены на принятие «ограниченного» решения, так как изначально не рассматриваем большую часть ситуационных переменных. Можно ли рассчитывать даже в теории на приятие правильного решения с помощью данного метода?
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов не является «новым» в управленческой теории. Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Однако лишь в конце XX степень понимания законов и принципов, управляющих миллионами ситуаций, стала настолько низка, что каждая ситуация начинает рассматриваться как нечто существующее изолированно от всего остального мира и потому в этой ситуации нужно применять какие-то другие «ситуационные» методы и подходы.
С ситуационным подходом напрямую связано «эмпирическое видение». Эмпиризм (от др.-греч. έμπειρία – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпирическая школа менеджмента возникла в 1980-х годах века, её представителей характеризует прагматическая ориентация, преимущественно описательное изучение практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих непосредственно практическое значение. Видными представителями этой школы являются П. Друккер, Р.Дэвис, А. Слоун мл., А. Чандлер, У. Ньюмен и др. Суть школы – описание различных управленческих ситуаций и принятия решения в данных ситуациях успешными менеджерами с целью трансляции успешного опыта.
Проблема для данного подхода в том, что в мире в принципе не бывает одинаковых ситуаций: еще Гераклит отметил, что «солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое» или «в одну реку нельзя войти дважды» [3, с. 125]. Даже сокращение числа ситуационных переменных при сравнении ситуаций с целью «уравнять» их, не ведет гарантировано к тому же положительному результату, что у ситуации-протитипа. Мы можем бесконечно описывать тень, и никогда не придем ни к какой-реальности. Это можно назвать проблемой бесконечности описания, которая плодит труды менеджеров-эмпириков, но не ведет к декларируемой цели case методики.
Для решения этой проблемы вводим коллегиальность в принятие управленческого решения. Коллегиальность должна исключить случайности и различные ошибки в принимаемых решениях, учесть интересы всех заинтересованных сторон, помочь внедрить опыт и передовые знания и т.п. В итоге реальный case-метод напоминает притчу о слоне и слепцах, когда группа слепых людей трогает слона, чтобы понять, что он собой представляет. Каждый из них трогает разные части его тела, но при этом только какую-то одну из них, например, бок, хобот или бивень. Затем они описывают свои впечатления от прикосновений друг другу и начинают спор, поскольку каждый описывает слона по-разному, при этом на самом деле ни одно из описаний не является верным [4]. Побеждает в споре, так же как и в case-методе – усталость.
По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев: достаточный объём первичных и статистических данных; участие топ-менеджера компании в ходе написания кейса; наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения [5]. Интересно, что знание законов и принципов организации и управления не требуется, достаточно статистики. При этом case-метод вполне органично сочетается с методикой подготовки студентов в развитых странах [6], когда для правильного ответа на задачку про сложение дробей надо лишь вспомнить результат, показанный на лекции, при этом правило сложения дробей студентам не преподается. Много ли результатов можно запомнить, нужно ли их запоминать, если знать всего одно правило?
Итак, кейс-метод призван направить внимание подрастающих управленцев в процессе обучения на свои ощущения и восприятия от захватывающей «практической» бизнес-ситуации и формирование среды в которой будущие управляющие будут принимать управленческие решения не на основе знаний (законов и закономерностей функционирования компаний и деятельности людей), а на основе ощущений, которые будут генерироваться ситуационными переменными, создаваемыми организаторами этого процесса. Это и есть реальная цель case-метода, заложенная в его названии, когда управленческие решения будут «случаться» у управляюших под влиянием внешних факторов, но не на основе понимания законов и принципов управления, которые делают очевидными правильные управленческие решения в миллионах практических ситуациях.
Список литературы
1. Словари и энциклопедии на Академике// URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/401277 (дата обращения: 18.02.2017).