Школа классического правления "АВОСЬ"

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Одна из ключевых задач стратегического развития отечественной экономики – подготовка управленческих кадров. Основные проблемы подготовки менеджеров в России имеют источники стратегического характера.

 

Рассмотрим некоторые из них. Во-первых, менеджмент – продукт цивилизации, основанной на ценностях, часто противоположных тем, которые лежат в основе отечественной культуры и традиционного подхода к управлению. Основой менеджмента является протестантизм, а «ведущий догмат протестантства, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот мона­шеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, признает тем самым эти обязанности «призванием» человека» [1]. Протестанты служат Богу мирскими делами, и критерием их Богоизбранности являются деньги: чем больше денег, тем эффективнее протестант реализует свое призвание. «Нежелание работать служит симптомом отсутствия благодати» [1] и лежит в основе идеализации делового человека.  Идея жизни ради денег чужда отечественной культуре, в которой деньги являются лишь одним из инструментов реализации более высоких целей.

 

Во-вторых, необходимый и достаточный критерий эффективности менеджмента – прибыль. Обобщая историю развития экономических теорий, можно сказать, что предметом экономики является рационализация поведения субъекта с целью материального обогащения, что коррелирует с целью менеджмента. Таким образом, в рамках протестантской системы ценностей, когда реализуется принцип «жизнь во имя денег», экономика является родовым понятием, включающим в себя объем всех других понятий, в том числе и менеджмент. Однако в отечественной культуре деньги рассматриваются как элемент поддержания жизни в рамках социума, то есть родовым понятием является управление.

 

Управление должно преподаваться в рамках философии, поскольку управление и философия – разные грани одного процесса, так как философское мышление – целостное, образное восприятие реальности. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, государствам не избавиться от зол» [2].

 

Третья причина связана с подходом к обучению менеджменту.  В CCCP работа управляющего не рассматривалась как работа профессиональная, а исходили из того, что человек, имеющий большой опыт работы в той или иной народно-хозяйственной сфере может, проявив себя в работе с людьми, осуществлять функции руководителя. Профессионализация организационно-управленческой деятельности рассматривалась как прямой путь к созданию привилегированной прослойки и в перспективе нового класса в бесклассовом обществе. Обучение было построено не на изучение технологий и бизнес-процессов, а на изучение управления людьми. Поскольку «чиновники знают дела, правитель знает людей» [3].

 

И, наконец, последняя инновация в преподавании менеджмента – увеличение практической составляющей при подготовке менеджеров при сокращении лекционных часов. Учитывая, что управление всегда базируется на иррациональных ценностях, сведения управления к мыследеятельности уже является редукцией этого процесса. Мыследеятельность – комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности. «И в этом особенность мыследеятельностного подхода: вещи берутся не по их форме, а по их функции, их назначению…» [4]. Естественным продолжением этой редукции является аппеляция уже не к разуму, а к активной предметно-практической деятельности человека, которая должна стать источником практически полезных знаний, что так же вероятно как рациональное доказательство наличия или отсутствия бога. Так же как рациональный подход отрицает иррациональные аспекты, так же классический прагматизм отринет рациональность: «целью познавательной деятельности здесь объявляется преодоление разрушительных сомнений и достижение индивидом «устойчивого верования» [5].

 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что стратегия подготовки управленческих кадров в России направлена не столько на подготовку реальных управляющих, сколько на формирование у молодежи западной системы ценностей. Проблемы, связанные с подготовкой управляющих рождаются столкновением отечественной и западной системы ценностей.

 

Список литературы

 

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – Ивано-Франковски: Ист-Вью, 2002. – 352 с.

2. Платон Государство. Законы. Политик.- М.: Мысль, 1998.- 798 с.

3. Ли Гоу, Лю Шао Название: Искусство властвовать.- М.: Изд-во: «Белые альвы», 2001.- 288 с.

4. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Т.4. М., 2000. -384с.

5. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. Философия: учебник. – М.: Академический Проект,2009. – 688 с.