Корпоративная религия - многофакторное, многоаспектное и, что главнее, целостное понятие. Чтобы понять её суть нужно взглянуть на нее цельным взглядом. Рациональные методы здесь не работают в силу их атрибутивной фрагментарности, обратимся к религиозным. Объектом исследования будет взаимоотношение начальника и подчиненного. Устраиваясь на работу, человек оказывается в среде, провоцирующей его на раболепие перед начальником. Причем никто его не принуждает, не настаивает, не вынуждает, но, как говорится, «назвался груздем…». Иногда самому начальнику неприятно раболепие подчиненных, и даже замена вышедшего из обихода слова «раболепие» на «лояльность», не меняет психологическую характеристику среды. Корни психоклимата, организационной культуры лежат в религии, потому рассмотрим, как в наиболее распространенных официальных религиях РФ – христианстве и исламе – относятся к этому вопросу.
Итак, начнем с апостола Павла – основателя Христианства. В Первом послании к коринфянам, глава 7, стихи 20-21, 24, апостол Павел говорит: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван - не смущайся. В каком звании кто призван, братья, в том каждый и оставайся перед Богом». Призван рабом – прими это, не стремись изменить что-то или измениться.
В Первом послании Павла к Тимофею глава 6, стих 1, говорится: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести». Послание Павла к Ефесянам глава 6, стих 5, предлагает уже совершенно категорически: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и терпением, в простоте сердца вашего, как Христу». Рабочий, повинуйся своему начальнику, как Христу, поскольку «Начальник есть Божий слуга», - говорится от имени Павла в Послании к римлянам и рекомендуется «отдавать всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Послание к римлянам, глава 13).
Раб Божий должен проявлять покорность не только начальникам, но и в целом, всем властям: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Послание к римлнам, глава 13, стих 1). Эта наставление рабам Божьим и в наши дни звучит с амвонов христианских церквей.
Не противоречит Апостолу Павлу и Апостол Петр: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителем ли, как от Него посылаемым... ибо такова есть воля Божия» (Первое послание Петра, глава 2, стихи 13-15). И далее: «Бога бойтесь, царя чтите. Слуги со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляет о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (Там же, глава 2, стихи 17-19).
Таким образом, христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они были поставлены Богом и неповиновение им приравнивается к неповиновению Богу. Нежелающий подчиняться начальнику – еретик, подлежащий истреблению, то есть отправлению на волю – увольнению.
О повиновении правителям в свете Корана и Сунны. В вопросе о том, кто является властителем в исламе нет одного мнения. О том, кто является обладателем власти, толкователи Корана высказывали несколько мнений. Абу Хурейра, Ибн Аббас, Зейд ибн Аслам, ас-Судди и Мукатиль считали, что это правители, находящиеся у власти. Ибн Аббас также говорил, что это и мусульманские ученые. Этого мнения придерживались и Ибн Абу Тальха, Джабир ибн Абдуллах, аль-Хасан аль-Басри, Абу аль-Алийа, Муджахид, ан-Нахаи и ад-Даххак. Икрима считал, что в этом аяте имеются в виду Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаб. Есть также мнение о том, что речь в нем идет обо всех сподвижниках Пророка.
Ибн Касир в своем толковании Корана (1/519) писал: «Очевидно, что это относится ко всем мусульманским правителям и ученым, а Аллаху об этом известно лучше». Оставим этот вопрос Аллаху. Мы рассмотрим отношение к начальнику со стороны рядовых мусульман.
Итак, Ислам выделяет два типа правителей (начальников): те, кто придерживается шариата и те, кто судит не на основании шариата.
Что касается первых, то из задача обеспечить людям все условия для того, чтобы они могли полноценно выполнять свои обязанности перед Аллахом и Его творениями. Залогом же этого является построение здорового общества под началом лидера, который должен взять на себя ответственность и повести вперед свой народ так, чтобы заслужить благословение Аллаха. А все мусульмане обязаны поддерживать своего правителя, уважать его, выполнять его праведные приказы, желать для него только добра и ни в коем случае не подрывать его авторитет.
Всякий, кому Аллах дарует власть над своими рабами на земле, должен придерживаться закона Аллаха. Правление народом – это величайшая ответственность, ведь в Судный день каждый человек будет отвечать за всех, кто находился в его власти или распоряжении. Об этом сказал Посланник Аллаха: «Каждый из вас – пастырь, и каждый в ответе за свою паству. Имам – пастырь, и он в ответе за своих подданных. Муж – пастырь в семье, и он в ответе за свою семью. Жена – пастырь в доме своего мужа, и она в ответе за него. Служащий – пастырь в достоянии своего господина, и он в ответе за него. Сын – пастырь в достоянии своего отца, и он также в ответе за него. Каждый из вас – пастырь, и каждый в ответе за свою паству» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи; аль-Албани признал этот хадис достоверным).
Мусульманин обязан слушаться правителя и повиноваться ему, а также не высказываться плохо в его адрес. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же возникнет между вами тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день. Так будет лучше и благоприятнее по исходу» (Сура «Женщины», аят 59).
Имам аш-Шаукани в толковании Корана «Фатх аль-Кадир» (1/480) писал: «Обладатели власти – это мусульманские имамы, правители, судьи и все, кто наделен властью в соответствии с шариатом, но не в соответствии с законами неверных и сатаны. Повиноваться им следует во всем, что они велят или запрещают, если это не является грехом, потому что нельзя повиноваться творению Аллаха, ослушаясь при этом самого Аллаха. Об этом сообщается в достоверных хадисах Посланника Аллаха».
Шейх-уль-ислам Ахмад ибн Теймийа (скончался в 728 г.х.) в одной из своих фетв в сборнике «Маджму‘ аль-Фатава» (35/16-17) писал: «Каждый человек обязан повиноваться Аллаху и Его Посланнику. Каждый человек также обязан повиноваться и правителям, потому что это велел Аллах. Всякий, кто повинуется воле Аллаха и Его Посланника и слушается приказов своего правителя, тот получит вознаграждение Аллаха. Если же человек повинуется правителю только тогда, когда тот наделяет его властью или богатством, а иначе – противится ему и ослушается его велений, то в будущей жизни у него не будет удела».
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Кто повиновался мне, тот повиновался Аллаху, а кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха. Кто повиновался назначенному мной правителю, тот повиновался мне, а кто ослушался назначенного мной правителя, тот ослушался меня» (аль-Бухари и Муслим).
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Ты обязан слушаться и повиноваться правителю во всем, что тебе тяжело и легко, нравится тебе это или нет, даже если он присваивает себе то, что принадлежит тебе» (Муслим).
Второй тип правителей, которые судят не на основании шаритата Аллаха, Господь назвалневерными, беззаконниками и нечестивцами. Всевышний сказал: «А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, те — неверные» (Сура «Трапеза», аят 44); «А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, те — беззаконники» (Сура «Трапеза», аят 45); «А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, те — нечестивцы» (Сура «Трапеза», аят 47).
О повиновении начальнику. Пророк сказал: «Сынами Израилевыми руководили пророки: когда один из них погибал, ему на смену приходил другой. После меня больше не будет пророков, но будут правители, много правителей». Его спросили: «Что же нам делать?» Он ответил: «Будьте верны принесенной вами присяге, а Аллах будет спрашивать с них за всех, кто был под их началом» (Муслим).
Абу Зарр говорил: «Мой возлюбленный завещал мне повиноваться правителю, даже если им окажется раб с отсеченными конечностями» (Муслим).
Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь, даже если вами будет править абиссинский раб, голова которого будет размером с изюминку» (аль-Бухари).
Умм аль-Хусайн рассказывала, как слышала, что Посланник Аллаха во время прощального паломничества сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь правителям, даже если вами будет править раб, который будет руководить вами в соответствии с Книгой Аллаха» (Муслим).
Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк сказал: «После меня появятся произвол и многое из того, что вы не будете одобрять». Его спросили: «О Посланник Аллаха, что же ты приказываешь делать тем из нас, кто застанет это время?» Он сказал: «Выполняйте свои обязанности и молите Аллаха о возмещении того, что вам причитается» (аль-Бухари и Муслим).
Салама ибн Йазид аль-Джу‘фи как-то спросил Посланника Аллаха: «О Пророк Аллаха, если нами будут править люди, которые будут требовать от нас выполнения наших обязательств, но не выполнять свои, то что ты велишь нам делать?» Пророк отвернулся от него. Он повторил свой вопрос два или три раза, и всякий раз Пророк отворачивался от него. Тогда аль-Аш‘ас ибн Кейс потянул Саламу за руку, но тут Пророк сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь, ибо они несут свое бремя, а вы свое» (Муслим).
Абдуллах ибн Амр ибн аль-‘Ас рассказывал, что Пророк сказал: «…Если кто-то принес присягу своему правителю и предложил ему в помощь свою руку и сердце, то пусть повинуется ему во всем, что ему по силам. А если кто-либо попытается лишить его власти, то отрубите ему голову» (Муслим).
Хузейфа рассказывал, что Пророк сказал: «После меня придут правители, которые не будут руководствоваться моими наставлениями и не будут следовать моим путем. Среди них будут мужи с сердцами дьяволов в человеческом обличьи». Я спросил его, как же тогда мне поступать? Он ответил: «Слушайся своего правителя и повинуйся ему, даже если он будет угнетать тебя и присваивать себе твое имущество. Слушайся его и повинуйся ему» (Муслим).
Арбад ибн Сарийа рассказывал: «Посланник Аллаха как-то прочел нам проповедь, от которой встревожились наши сердца и прослезились наши глаза. Мы сказали ему: “О Посланник Аллаха, это похоже на прощальную проповедь. Что же ты завещаещь нам?” Он сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха и слушаться, и повиноваться своих правителей, даже если вами будет править раб. Воистину, кто из вас останется жить после меня, тот увидит много разногласий. Посему следуйте моей дороге и дороге праведных халифов и вцепитесь в нее зубами. Остерегайтесь новшеств в религии, ибо всякая ересь – это заблуждение» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа; аль-Албани признал этот хадис достоверным).
Поэтому имам Ибн Раджаб в книге «Джами‘ аль-‘Улум ва аль-Хукум» (2/117) писал: «Повиновение мусульманским правителям – это залог счастья в этом мире. Оно приносит пользу рабам Аллаха в их повседневных делах. Благодаря нему они утверждают на земле свою религию и повинуются своему Господу».
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в одной из своих фетв (35/20-21) писал: «Я неоднократно подчеркивал, что Пророк велел мусульманам повиноваться эмирам и правителям во всем, что не является грехом. Он также велел давать им благие наставления, терпеливо относиться к их решениям и к тому, как они распределяют имущество, выступать вместе с ними в боевые походы, совершать групповой намаз позади них и следовать им во всех их благих начинаниях. Это относится ко всем правоверным, и оправдать свое неучастие в этом может только дряхлый старик. Именно так мусульмане оказывают друг другу содействие в добре и богобоязненности. Тем не менее им запрещается одобрять ложь правителей, помогать им в их деспотизме и несправедливости, подчиняться им в греховных делах и т.п. Подобные поступки расцениваются как содействие в грехе и враждебности».
Нельзя повиноваться в том, что запретил Аллах. Абдуллах ибн Умар рассказывал, что Пророк сказал: «Мусульманин обязан слушаться правителей и повиноваться им независимо от того, нравится это ему или нет, если только ему не велят совершать грехи. Если же ему приказывают совершать грехи, то он не должен слушаться и повиноваться им в этом» (аль-Бухари и Муслим).
Абу Абд ар-Рахман ибн Али рассказывал: «Отправляя в поход мусульман, Пророк назначил главным одного из жителей Медины и повелел всем остальным повиноваться ему. Однажды в пути он разгневался и сказал людям: “Разве Пророк не приказал вам повиноваться мне?” Люди ответили: “Да”. Тогда он сказал: “Соберите же для меня дрова”. Когда они собрали дрова, он велел им разжечь огонь, а затем приказал им войти в него. Люди забеспокоились и стали хватать друг друга за руки, говоря: “Мы обратились к религии Пророка, чтобы спастись от огня…” Они не тронулись со своих мест, пока не потух огонь и прошел гнев их командира. Вернувшись, они сообщили о случившемся Пророку, и он сказал: “Если бы они вошли в него, то не вышли бы оттуда вплоть до Судного дня. Воистину, повиноваться следует в том, что повелел Аллах”» (См. «Фатх аль-Бари», 8/58).
О запрете на выступления против мусульманских правителей. Шариат Аллаха категорически запрещает выступать против мусульманского правителя, которого уже выбрали на эту должность. Всякий, кто делает попытки свергнуть власть, находящуюся в руках мусульманина, или даже подорвать ее авторитет, выступает против воли Всемогущего Аллаха и Его последнего Посланника.
Зийад ибн Кусейб рассказывал: «Вместе с Абу Бакратой я сидел возле минбара Ибн Амира, когда он читал проповедь, и на нем была тонкая и нежная рубаха. В это время Абу Биляль сказал: “Взгляните на нашего эмира. На нем рубаха, которую носят распутники”. Абу Бакрата резко ответил ему: «Молчи, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Кто унизит государя, которого Аллах воцарил на земле, того унизит Аллах» (ат-Тирмизи; аль-Албани признал этот хадис хорошим). В хадисе, который передал имам Ахмад, говорится: «Кто почтит государя, которого Всевышний и Всеблагой Аллах воцарил на земле, того почтит Аллах. А кто унизит государя, которого Всевышний и Всеблагой Аллах воцарил на земле, того унизит Аллах».
Поэтому Сахль ибн Абдуллах ат-Тустари сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока они будут чтить своих государей и ученых. Если они будут чтить их, то Аллах устроит их мирскую и будущую жизни. Если же они будут пренебрегать ими, то Аллах погубит их мирскую и будущую жизни». (См. «Тафсир аль-Куртуби», 5/262).
Абу Хурейра рассказывал, что Пророк сказал: «Кто вышел из повиновения правителю и отделился от мусульманской общины и умер, тот умер смертью времен невежества. Кто сражался под знаменем из слепого пристрастия, гневался ради этого, призывал к этому или помогал ради этого и был убит, тот умер смертью времен невежества. Кто выступил против моей общины, не делая различия между благочестивыми и грешниками, не остерегаясь причинить вред правоверным и не выполняя обязательств перед теми, с кем заключен мирный договор, тот не имеет отношения ко мне, и я не имею отношения к нему» (аль-Бухари и Муслим).
Ибн Аббас рассказывал, что Пророк сказал: «Кто заметил в своем правителе нечто, что ему не нравится, пусть терпеливо отнесется к этому, потому что всякий, кто отделится от мусульманской общины на пядь и умрет, тот умрет смертью времен невежества» (аль-Бухари и Муслим).
Абдуллах ибн Умар рассказывал, что Пророк сказал: «Кто вышел из повиновения своему правителю, тот встретит Аллаха в Судный день, и у него не будет оправдания. А кто умер, не принеся присяги, тот умер смертью времен невежества» (Муслим).
Арфаджа рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Если к вам придет некто, желая разрушить ваше единство и разделить вашу общину, в то время как все вы находитесь под началом одного человека, то убейте его (т.е. того, кто выступит против правителя)» (Муслим).
Умм Салама рассказывала, что Пророк сказал: «Придет время, когда вами будут править эмиры, дела которых вам будут порой нравиться, а порой – нет. Кому из вас будут ненавистны [их злодеяния], тот непричастен к ним. Кто будет выражать им свое порицание, тот спасется [от наказания]. Ну а кто будет доволен ими и последует за ними…» Его спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам сражаться с ними?» Он ответил: «Нет, пока они совершают намаз» (Муслим).
Джунада ибн Абу Ймейа рассказывал: «Когда ‘Убада ибн ас-Самит заболел, мы пришли к нему и сказали: “Да исцелит тебя Аллах! Расскажи нам один из хадисов, которые ты услышал от Пророка, чтобы он по воле Аллаха принес тебе пользу”. ‘Убада сказал: «Пророк пригласил нас к себе, и мы принесли ему присягу. Он велел нам сказать: “Мы присягаем тебе на то, что будем слушаться и повиноваться во всем, нравится нам это или нет, тяжело для нас это или нет, даже если правитель будет присваивать себе наше имущество. Мы также не будем вести с ним тяжбу за власть”. Затем Пророк сказал: «Если только он не станет творить явное неверие, о котором вас оповестил Аллах» (аль-Бухари и Муслим). В комментарии к этому хадису имам ан-Навави (12/229) писал: «Под словами неверие в этом хадисе понимаются грехи, от которых вас предостерегает религия Всевышнего Аллаха. Смысл же этого хадиса в том, что не следует вести тяжбу за власть с правителем и выступать против него, если только он не совершает подлинного неверия, о котором вам известно из основ Ислама. Если правитель совершает подобное, то его действия нельзя одобрять и необходимо напомнить ему об истине. Однако восставать против него и воевать с ним запрещено в соответствии с единогласным мнением мусульманских ученых, даже если правитель является деспотом и великим грешником. Об этом явно свидетельствуют многие хадисы. Приверженцы Сунны единодушны в том, что правитель не может быть отстранен от власти за совершаемые им грехи. Ученые считают, что причина этого в том, что подобные действия могут повлечь за собой кровопролитие и приведут к раздору среди мусульман. Поэтому вреда от отстранения грешника от власти будет больше, чем пользы».
Ауф ибн Малик рассказывал, что Пророк сказал: «Лучшие из правителей те, которых вы любите и которые любят вас. Вы благословляете их, и они благословляют вас. А худшие из правителей те, которых вы ненавидите и которые ненавидят вас. Вы проклинаете их, и они проклинают вас». Его спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам сражаться с ними с мечом в руках?» Он ответил: «Нет, пока они совершают вместе с вами намаз. Если же вы увидите в своем правителе нечто, что вам не нравится, то вам надлежит испытывать к этому неприязнь, но не отказываться от повиновения» (Муслим). Это значит, что закон Аллаха запрещает прибегать к попыткам свергнуть власть, если правитель является мусульманином. Это является очень важной доктриной, помнить о которой и руководствоваться которой обязан каждый правоверный.
Нафи‘ рассказывал: «Когда жители Медины решили свергнуть Йазида ибн Му‘авийу, Ибн Умар собрал своих приближенных и детей и сказал им, что слышал, как Пророк сказал: «Возле каждого изменника в Судный день будет воздвигнуто знамя». Он продолжил: «Все мы присягнули этому человеку в соответствии с законом Аллаха и Его Посланника. Воистину, я не знаю большей измены, чем та, когда один человек приносит другому присягу в соответствии с законом Аллаха и Его Посланника, а затем сражается против него. Все вы некогда присягнули ему на верность. Поэтому если кто-либо из вас пожелает свергнуть его, то я не причастен к нему» (аль-Бухари).
Ибн Муфлих в книге «аль-Адаб аш-Шар‘ийа» (1/175) писал: «Мусульманские правоведы Багдада в период правления наместника аль-Ватика пришли к Абу Абдуллаху Ахмаду ибн Ханбалу и посетовали ему на то, что положения мусульман крайне обострилось в связи с тем, что среди них распространились порочные воззрения о сотворении Корана и т.п. Они выразили недовольство властью и султаном. Имам Ахмад обсудил с ними эту проблему и велел им в душе выражать недовольство действиями султана, но ни в коем случае не отказываться от повиновения ему, не подрывать единство мусульман, не проливать их и своей крови, думать о возможных последствиях своих действий и терпеть». Таково мнение имама Ахмада ибн Ханбала (скончался в 241 г.х.), одного из величайших ученых, возродивших Сунну Пророка Мухаммада и до конца своих дней, стремящегося избавить Ислам от заблудших воззрений невежественных людей и защитить его от козней его врагов.
Другой великий ученый и правовед Ахмад ат-Тахави (скончался в 321 г.х.) в своей книге об истинных исламских вероубеждениях писал: «Мы не признаем выступлений против наших имамов и правителей, даже если они ошибаются и поступают несправедливо. Мы не проклинаем их и не отказываемся от повиновения им. Мы убеждены в том, что повинуясь им, мы повинуемся Великому и Могучему Аллаху. А повиновение им обязательно во всем, если они не велят нам совершать грехи. Мы всегда взываем к Аллаху для того, чтобы Он наставил их на прямой путь и даровал им доброе здравие».
Комментируя эти слова имама ат-Тахави, шейх Али ибн Абу аль-‘Изз в комментариях к книге «аль-Акида ат-Тахавийа» писал: «Коран и Сунна указывают на необходимость повиновения правителям, если они не велят совершать грехи. Вдумайтесь же в высказывание Всевышнего «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». Аллах сказал: «Повинуйтесь Посланнику», но не сказал: «Повинуйтесь обладателям власти среди вас». Он не повторил этот глагол еще раз, потому что сами по себе обладатели власти не достойны повиновения. Им следует повиноваться во всем, что совпадает с велениями Аллаха и Его Посланника. Однако Аллах повторил глагол “повинуйтесь”, когда речь шла о повиновении Пророку, потому что всякий, кто повиновался ему, тот повиновался Аллаху. Посланник Аллаха не велит людям ничего, что выводит их из повиновения Аллаху. Он безгрешен, тогда как любой другой правитель может повелеть нечто, что противоречит воле Аллаха. Всевышний сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что вершили вы сами. Но Он простит вам многое» (Сура «Совет», аят 30); «Так же Мы одних нечестивцев подчиняем другим за то, что они вершили» (сура «Скот», аят 129).
Если подчиненный желает избавиться от угнетения несправедливого правителя, то он должен в первую очередь сам прекратить творить беззаконие и несправедливость. Малик ибн Динар рассказывал, что в некоторых из небесных писаний Господь сказал: «Я – Царь всех царей, и в Моей руке их сердца. Если люди будут повиноваться Мне, то Я воцарю над ними справедливых царей по своей милости. А если они будут ослушаться Меня, то Я воцарю над ними царей несправедливых в отмщение. Не занимайте свои сердца думами о ваших царях, а кайтесь предо Мной, и тогда Я смилостивлюсь над вами».
Таковы чистые и неподдельные воззрения приверженцев Сунны Пророка Мухаммада, и пока мусульмане будут верны им, ничьи козни не смогут сокрушить их веры. Ведь Всевышний сказал, обращаясь к верующим:
«Если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их (т.е. врагов Аллаха) козни ничуть не повредят вам» (сура «Семейство Имрана», аят 120).
Итак, обобщив выдержки из священных книг и высказывания ученых Христианства и Ислама, можно сделать следующие выводы. Начальник – это ставленник Бога, задача которого в том, чтобы создать условия для выполнения воли Богов своими подчиненными. Воля начальника – это воля Бога, и неподчинение начальнику – это неподчинение Богу.
Если начальник хороший, то он хорошо выполняет свои функции, следует Божественным заветам и подчиненный обязан во всем ему подчиняться. Здесь вроде бы все ясно.
Если начальник не следует Божественным заветам, принимает решения на основе личных желаний и предпочтений, игнорируя Божественные законы, то подчиненный так же обязан беспрекословно, покорно, смиренно и послушно выполнять волю начальника, все на том же основании, что начальник – ставленник Бога. Однако, повиноваться начальнику можно только в том, что «соответствует повелениям Аллаха и Его Посланника. Тем не менее мусульмане должны оставаться покорны правителям, даже если они совершают беззаконие и несправедливость, ибо неповиновение им влечет за собой порочные последствия, по своей тяжести во много раз превышающие тяжесть содеянных ими грехов. Если же правоверные терпеливо снесут причиняемую ими несправедливость, то их ожидает прощение грехов и умноженное во много раз вознаграждение. Следует помнить, что Всевышний Аллах поставил над нами грешных правителей только из-за порочности наших деяний. Воистину, воздаяние всегда соответствует человеческим деяниям».
Плохой начальник или хороший, совершает он благие деяния или беззакония, это дело не раба Божия, а Бога. Задача же раба (рабочего, подчиненного, гражданина и т.п.) — это хорошо выполнять свои функции раба, совершенствовать свою покорность и смирение, поскольку именно по этим качествам он будет оцениваться на Судном дне.
Естественно, ни о каком свержении, даже беззаконной и несправедливой власти, речи идти не может, поскольку это восстание против Бога. Если ваш начальник несправедлив и своеволен, то вы сами его заслужили своими несправедливыми и своевольными действиями. Совершенствуйте свои рабские качества и молитесь за своего начальника, поскольку если султан или правитель станут праведными, то за ними последует весь народ, если же они погрязнут в грехе и пороке, то эта же участь постигнет и весь народ.
Кроме того, богобоязненный раб ни коим образом не должен говорить о порочащих начальника ошибках либо разглашать их среди людей. Это влечет за собой огромный вред. Это все равно, что порочить Бога, поскольку начальник его ставленник. Непорочность Бога не подлежит сомнению, как и начальника.
Так есть ли что-то, какое-то условие или ситуация, при которой можно и нужно ослушаться начальника? Только одно, если начальник перестал быть мусульманином или христианином, «перестал совершать намаз» или перестал почитать, поклоняться, повиноваться и бояться Бога. Поскольку наши начальники – это «Рабы, достигшие успеха в деле всеобщего рабостановления», то выход их из системы рабства обнуляет их достижения, они не могут быть наместниками Бога на земле, а следовательно, не могут наставлять новых рабов Божьих, это уже не начальники.
Таким образом, в основе корпоративной (организационной) культуры лежат Священные писания, а суть её в почитании и поклонении начальнику, в культе начальника.
Конечно, это желаемый идеал, который практически нереализуем в России из-за Духа представителей титульной нации, который неспособен принять рабство в силу вольности своей природы. Это приводит к различного рода конфликтам, проблемам, противоречиям, непониманиям, столкновениям во взаимоотношениях, в общении, в деловых коммуникациях сотрудников организации, что особенно проявляется в вертикальных коммуникациях. И, естественно, взаимоотношения начальника и подчиненного не ограничиваются ни рабочим временем, ни периметром офиса.