«Ученик: «Я теперь не могу перенести, чтобы что-нибудь отвратило меня
от достижения. Как я могу достичь этого кратчайшим путем?»
Учитель: «Иди тем путем, который труднее всего. Бери то, что мир отвергает.
Не делай того, что делает мир. Иди против мира
во всех путях его. И тогда ты дойдешь до этого кратчайшим путем»
Яков Бёме
Колода карт Таро известна в своем теперешнем виде с XV века. С тех самых пор колода Таро состоит из 78 карт, разделяющихся на две основные группы: 22 карты, называемые Старшими Арканами, и 56 карт Младших Арканов. Первая полная «официальная» (состоящей из 78 карт) колода Висконти-Сфорца, была создана в Италии в 1428 (по другим данным 1441 или 1450) году придворным художником Бонифацио Бембо.
Система Арканов разделяется на три части: Аркан Шут, символизирующий Дух; 21 Аркан, гласящих о принципах существования человека, об этапах его жизненного пути, определяющих смысл его жизни; 56 Арканов гласят о развитии событий и ситуаций в пространстве и времени.
Таро – один из способов Духовного совершенствования. Духовное совершенствование – это путь восстановления изначальной целостности и естественной гармонии. Выпадение из этого изначального всеединства, его распадение на множественность и возможность вернуться в потерянный рай, и есть эзотерическое знание о жизненном пути человека. С этим путем связано определенное мировоззрение и миропонимание, в центре которого всегда стоит вопрос о смысле жизни и смерти человека.
Глава 1. Сущность и символизм Таро
Символизм
«Подлинное Таро – это символизм; никакой другой язык и другие знаки ему неведомы.
Его эмблемы, с точки зрения их потаенного значения,
складываются в своеобразный алфавит, образуя несметное число
сочетаний и придавая всему истинный смысл.
На высочайшем уровне оно дает нам ключ к Таинствам…»
Человек не может опираться в процессе принятия решений ни на вещи, ни на чувства, ни на знания, что же может стать ему опорой? Поскольку каждый человек реализует волю Богов, то и источник его решений – божественная воля. Но как её узнать? Боги общаются с нашим миром посредством символов. «Подлинное Таро - это символизм; никакой другой язык и другие знаки ему неведомы».
Старшие Арканы представляют собой символические вехи на жизненном пути человека. Дело в том, что символ, в отличие от знаков, «иконок», шифров, кодов и тайнописей, никогда не бывает выдуман. Он ничего не скрывает, а, наоборот, раскрывает что-то гораздо более глубокое и важное, чем то, что может быть выражено словами и воспринято одним разумом.
Что такое же символ? Под символом понимается реальное основание мира явлений, источник истинного знания о сущем. М. Эйген и Р. Винклер отмечают: «Масштаб воспроизводимой упорядоченности, то есть емкость накопителя информации, ограничивается узнаваемостью символов»[1].
Связующая функция символа раскрывается при анализе его этимологии: буквально слово «символ» означает «соединять». Антонимом символа является диавол, «разрывающий связь»[2]. Cymbolon у пифагорейцев означает способ объединения двух половинок вещи[3].
В истоках философского мышления встречается термин «символ» тогда, когда понятие сталкивается с трансцендентным. Как философский метод, символ впервые используется Платоном, который исследует проблему о самой возможности адекватной формы абсолютного.
В Средние века начинается секуляризация символа, превращение его в элемент культуры, в основном, в вид эмблемы. В Новое время интерес к символу активизируется, причем символ рассматривается уже как средство иносказания и геральдики.
Следующий этап в развития идеи символа связан с И. Кантом, который в «Критике способности суждения» придает символу статус способа духовного освоения реальности.
Эволюция содержания понятия «символ» – с Античности до настоящего времени – воспроизводит общий эволюционный процесс развития человечества и сводится к секуляризации символа, то есть разрыву – в сознании людей – связи естественных сил с традиционным образом жизни, а затем наполнение семантики слова «символ» новым содержанием, противоположным традиционному подходу. Это привело к возникновению полемики вокруг данного термина в рамках двух главных тенденций в символизме – объективный и субъективный символизм.
В объективном символизме символы онтологичны, они сами реальны и приводят людей к еще более высоким истинным реальностям: a realibus ad realiora[4]. Философия символа характеризуется негативным отношением к рационализму, позитивизму и материализму, в основе символа лежит интуиция, мистическое прозрение.
«Символы – язык Мистерий. На самом деле это язык не только мистицизма, но и всей Природы, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной, проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека посредством символов… Мистерии… выбрали символизм как… метод сохранения своего трансцендентального знания»[5].
В Новое время исследования символа перемещаются в сферу искусства, с сохранением двух основных направлений: неоплатонического (объективного) и солипсистского (субъективного). Символизм стал крупнейшим направлением в искусстве (в литературе, музыке и живописи) во Франции в 1870-1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков.
Ж. Мореас возрождал платоническую концепцию искусства как «осязаемого отражения первоидей» в символах. А. Мокель определяет символ как «великий образ, расцветающий на Идее… иносказательная реализация Идеи, напряженная связь между нематериальным миром законов и чувственным миром вещей»[6]. М. Метерлинк считал, что не художник является творцом символа, а сам символ, как «одна из сил природы», раскрывается в искусстве через посредство художника. Символ является неким мистическим носителем сокровенной энергии вещей, вечной гармонии бытия, посланником иной жизни, голосом мироздания. Символ через реальный предмет или состояние души указывает на существование идеального начала, недоступного для рационального познания – «области тайного» (С. Малларме) или «невидимых и роковых сил» (М. Метерлинк).
В трудах А. Белого наиболее полно воплотилась солипсическая линия символизма. А. Белый под символом понимал некое запредельное смысловое начало[7], абсолютное Единство. Символ – это «окно в Вечность». «Искусство есть символизация ценностей в образах действительности»[8]. Поскольку сущность религиозного восприятия жизни перешла в область художественного творчества, современное искусство – «кратчайший путь к религии» будущего[9] и конечная цель символизма – теургия, которая является высшей ступенью творчества. «Символика становится воплощением, символизм – теургией»[10].
Теургия (греч. θεουργία – букв. богодейство, работа богов) – способ практического воздействия на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи или благ. Таким образом, конечная цель солипсического (субъективного) символизма – удовлетворение своих желаний с помощью Богов[11].
Итак, изначально цель состояла в том, чтобы максимально эффективно, правильно, насыщенно прожить свою жизнь, для чего нужно было пройти именно свой жизненный путь. В Ведах написано: «исполнить пусть плохо свой долг самолично, гораздо важней, чем чужой сверхотлично». На востоке говорят: «лучше плохая карма, но своя, чем хорошая, но чужая». Но как не ошибиться в выборе пути? Или что поможет не ошибиться в выборе своего пути? На помощь приходят символы.
Итак, необходимо научиться читать символы. Но где и взять? Как понять, что это символ? В древности, жрец, толковавший волю богов, предсказывающий будущее по поведению птиц (крику, полёту и т.п.).
Как только человек стал терять способность читать Божественные символы в книге природы, он был вынужден искать альтернативные варианты проявления для себя божественной воли. Символическая колода карт относится к этому направлению. Почему человек стал терять эту способность? С моей точки зрения есть две основных причины: 1) сами знаки Богов стали «убираться», через уничтожение среды их проявления, поля или системы, в рамках которых они естественны; 2) превращение человека в Homo sapiense привело к тому, что ряд способностей и качеств Homo holistic (целовека целостного) стали невостребованы в жизненной среде человека разумного. Несмотря на это, человек по своей природе остается Homo holistic и сохраняет все свои «иррациональные» качества, хотя и в зачаточной форме и в невостребованном режиме. Это является тем мотивом, который тянет человека к мистическим, таинственным, эзотерическим вещам. Эту тягу можно уничтожить только вместе с человеком, поэтому для Автора рационального общества, общества Логоса, задача не в том, чтобы лишить человека этого мотива, а в том, чтобы либо перенаправить этот мотив в прямо противоположное направление, либо сделать его результаты бесплодными, разочаровывающими.
Итак, возвращаясь к колоде Таро, Таро – это карманные подручные символы, к которым можно обращаться в любое время. Естественно, автор Таро должен быть пробужден, смотреть на всю человеческую жизнь как на реализацию божественной воли, это позволит символизировать различные аспекты человеческого существования и существа, таким путем происходит соединение божественной воли с картами, а поскольку эта воля касается человеческого существования, то и с путем человеческого существа в этом мире.
Аркан как высшее проявление символизма
«Символ – не есть ли он всегда, для того кто умеет его читать,
более или менее ясное раскрытие того, что является Божественным?».
Карлеилъ
Символ воспринимается различными людьми с различной глубиной, так же как и высшая математика воспринимается каждым человеком с определенной степенью постижения, но с различными оттенками восприятия, при этом в своей сути символ он остается понятием перманентным и неизменяемым.
«Символ как таковой сам по себе, в силу своей собственной конституции, вызывает в сознании встретившегося с ним человека ту самую систему представлений и в той же последовательности, каковая вложена была его автором, но, вместе с тем, каждый человек воспринимает символ в тональностях, ему свойственных; он окрашивает его так или иначе, воспринимает в тех или иных дифференциальных частностях, но, тем не менее, сущность символа остается перманентной для всех людей, которые с ним встречаются»[12].
Символ имеет свои проекции на более плотных уровнях материи: гербы, эмблемы, знаки[13] и т.п., и в отличие от символов, их автором является человек. Кроме того, символы также можно разделить по степени вибрации.
Самые высокочастотные вибрации, высокие символы названы арканами (от лат. Arcanum - «тайна»), то есть тайнами. Тайна – это то, что можно познать только эзотерически, то есть тайну можно постичь, но нельзя получить извне. Даже если человеку сказать тайну, то даже в этом случае он сможет её постичь лишь в том случае, если откроет её в себе, только тогда он овладеет тайной.
Источник высших символов – высший мир, мир Богов, зиждущийся на Божественных принципах, следовательно, высшие символы это одна из форм проявления Божественной воли в мире Яви. В настоящее время эти принципы известны людям под именем Великих Арканов.
Аркан есть символ, вдохновленный Богами, потому его жизнедеятельность бесконечна, потому что сила, вложенная в него, не есть творение отдельного человека, это Сам Дух; его разум и мощь суть образы Божественного совершенства; законы, открываемые им, суть законы жизни, потому что Аркан как аспект Божества есть Само Божество.
Арканы – это нижний предел, до которого спускается Дух непосредственно и высший предел, до которого может подняться человек в познании своего предназначения. «Как мистерии есть высший предел воспарения духа человеческого, так Арканы есть низший предел, до которого Божество непосредственно нисходит. В своей совокупности Арканы содержат в себе все, весь Макрокосм и всякий Микрокосм; постигнуть Арканы во всем их целом, — значит перестать быть человеком и стать Божеством»[14].
Эти великие символы есть вечные неисчерпаемые источники мудрости и являются путями к восприятию вечной истины. Каждый Аркан воспринимается человеком в зависимости от степени собственного совершенства.
«Одинокий узник, лишенный книг, в течение нескольких лет имея одно лишь Таро, которым бы он умел пользоваться, мог бы достигнуть Вселенского Ведения, мог бы говорить обо всякой проблеме с несравнимой эрудицией и с неиссякаемым красноречием. Этот путь, вообще говоря, есть истинный ключ ораторского искусства и Великого Делания Раймонда Луллия; это есть истинная тайна претворения мрака в свет, это есть первый и самый необходимый из всех Арканов Великого Делания». ЭлифасЛеви.
Человек, вставший на путь познания вечных символов, постепенно постигает своим духом откровения Божественной мудрости, и по мере того как арканы оживают пред его умственным взором, они оживляют его самого, очищают его душу, преобразуют все его существо.
«Ты спрашиваешь: как можем мы познать бесконечное? Отвечаю — не разумом. Дело разума — различать и определять[15]; Бесконечное, поэтому, не может стоять в ряду его объектов. Бесконечное ты можешь постигнуть лишь высшей, чем разум, способностью, приходя в состояние, в котором уже ты перестаешь быть своим конечным Я, в котором тебе сообщается Божественная Сущность. Это экстаз, это освобождение твоего ума от его конечного сознания. Подобное может познать только подобное; когда ты перестанешь быть конечным, ты становишься одним с Бесконечным. Приведя твою душу к ее простейшему Я, к ее Божественной Сущности, ты осуществляешь это единение — эту тождественность». Плотин.
Истинная Реальность раскрывается ищущему Духу человека через познание Старших Арканов, их познание постепенно синтезируется воедино, приводя человека к постижнию Аркана Шута, собственног Духа, а через него и всего Духовного мира; Младшие Арканы будут становиться доступными пониманию благодаря приложению общих принципов Старших Арканов к окружающему нас миру.
Каждый Аркан – это абсолютный принцип в своей чистоте, источник которого в мире Абсолюта, где он становится его аспектом совершенным.Каждый отдельный Аркан есть полное, целостное, образное, самодостаточное учение, это Абсолютное, вечное, видимое в зеркале относительного, временного, и тот, кто знает свойства зеркала, может, пользуясь чувством целостности и методом аналогии, выявить в своем сознании Абсолютное в его истинной природе. Благодаря этому, каждый Аркан есть часть и Целое, он заключает как себя самого, так и другие Арканы; так же как и любая естественная частичка мироздания является и частичкой и мирозданием одновременно. Потому совершенный человек, обладающий целостностью, может постигать всю систему Арканов как через любой отдельный Аркан, так и через любые их сочетания, поскольку каждый Аркан является причиной и следствием всех остальных.
«Каждый отдельный Аркан в своей истинной природе есть аспект Самосознания Единой Реальности, а потому всякий Аркан есть сама Реальность. Подобно самоутверждающемуся духу, каждый Аркан утверждает свою заповедную сущность в присущем ему метафизическом теле. Будучи субстанцией, Аркан из своего собственного существа развертывает и эманирует законы и принципы в строгой гармонии с представившимся ему пассивным полем действия. Чем ниже метафизический уровень этого поля, тем дифференциальнее и конкретнее эманируемые Арканом принципы и законы. В силу этого, постижение Аркана идет в строгой зависимости от личности познающего и ее особенностей; Аркан всегда будет активен по отношению к воспринимающему сознанию, т. е., иначе говоря, постижение Аркана всегда идет сверху, но предельная вершина познанной доктрины обусловливается развитием познающего человека»[16].
Хотя все Арканы равноправны между собой, будучи полными учениями, но все же они все в самом существе своем отличны друг от друга, будучи различными аспектами реальности[17].
«Вселенная в аспекте одного Аркана есть картина, написанная одной краской; совокупность Арканов есть гамма красок духа; система всех Арканов есть многокрасочная картина мира. Вот почему, хотя каждый Аркан раскрывает то же самое Герметическое Учение, но только их полная совокупность делает это Учение Абсолютным».
В совершенном сознании Арканы представляют собой замкнутое целое, в котором все отдельные члены одинаково достигают полного совершенства, но это сознание свойственно лишь чистому духу; всякий искатель, совершенствуясь в познании Великих Арканов, познает одни Арканы с большей глубиной, чем другие, и каждый познанный Аркан озаряет все другие.
Арканы вне времени, а потому самое понятие о последовательности их может существовать лишь в относительном сознании. Однако принцип последовательности для воплощенного сознания абсолютен, что претворяется в нашем сознании в виде перманентного приоритета первых Арканов над последующими, потому, всегда и неизменно, последующие Арканы будут выявляться лишь до тех пор, пока не исчерпана сила предыдущих.
«В бесконечно более широком, глубоким и разнообразном смысле Таро по отношению к метафизике представляет то самое, чем являются счеты по отношению к арифметике, т. е. средство откладывать найденное, находить новое и развивать ум в желаемом направлении». П. Д. Успенский
Как изучать Таро? Человек может подходить к изучению Великих Арканов с различных сторон, более того, путей их постижения столько, сколько людей. Общие указания о последовательности постижения Арканов могут быть даны лишь для первых шагов человека, когда его личная индивидуальность еще не развита настолько, чтобы формы мышления, предложенные другим человеком, были бы в принципе лишены возможности ему служить.
Постигая Великие Арканы, которые являются конечным верховным синтезом, человек совершенствует свою индивидуальность, находит свое место в этом мире и личный путеводитель.
Гадание на Таро
Итак, изначально Таро созданы как инструмент для выявления воли Богов, знание которой позволит человеку максимально эффективно выполнять миссию своей жизни, но наша эра (длительность которой всего около 2 тысяч лет) в своей основе – богоборческая, атеистическая и ханжеская: гуманизм выбросил Бога на периферию, а в центре оказался человек (читай личность человека) и все знания и ресурсы человек направил не на выполнение Божественной воли, а на удовлетворение запросов и желаний навязанной ему обществом личности, игнорируя интересы своей Души. Следствием этого стало превращение Таро в один из видов теургии.
Само гадание – это предсказание, а грех это или богоугодное деяние зависит исключительно от целей. Если человек таким способом пытается понять волю богов, то поскольку это естественное намерение, оно божественно по своей сути. Однако, если человек стремится либо обмануть Богов, либо заставить их выполнять свою волю (правильнее сказать, волю его личности), то предсказание/гадание – грех, то есть отступление от своего жизненного пути. Слово грех – перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех - это действие вразрез с целью человеческой жизни, несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (антиприродная) деятельность. Другими словами, грех это действие человека против самого себя, саморазрушение, растянутый суицид.
Таро лишь инструмент, и лишь в руках того, кто исчерпал или отказался от желаний своей личности, колода не будут грешить. Это кардинальное изменение в целях использования Таро, естественно возникшее в Новое время, как впрочем, и сам гуманизм, и современная наука и т.п., привело к сокрытию истинной истории колоды Таро и привело к появлению многочисленных догадок об этимологии названия Таро.
Не будем пересказывать различные интерпретации названия Таро, об этом много написано. Выскажем лишь свою версию правильной этимологии. Во-первых, поскольку истоки Таро божественны, то искать этимологию нужно в Небесах, а не на земле (ни в названиях рек, сел, местностей и т.п.); во-вторых, символические карты появились задолго до появления евреев на земле (их появление датируется календарем государства Израиль), однако превращение изначальных символических карт в карты Таро – наверняка заслуга евреев, которые в эпоху Возрождения на основе изначальных символических карт создали карты Таро, урезав их количество до 22 букв еврейского алфавита[18], поэтому вполне логично рассматривать этимологию Таро через Тору (закон Моисея). И наконец, поскольку изначальные символические карты предназначались для выявления Божественной воли, а максимально продвинувшимся на этом Пути в Древности являлся, несомненно, правитель, то правильнее всего понимать этимологию этих изначальных символических карт как один из известных вариантов названия древнеегипетского происхождения - «Путь Царей» (от тар - «путь» и рош – «царь»).
История возникновения Таро
Несколько слов об истории возникновения Таро. По распространенному мнению Таро появились в Новое время. Крупнейший специалист в этой области Артур-Эдвард Уэйт, издавший в начале XX века свою колоду карт, остающуюся до наших дней самой популярной из всех, утверждал категорически: «Никакой истории Таро до XIV века не существовало».
Предложим свою гипотезу возникновения карт Таро. Возьмем за основу теорию о том, что 22 старших аркана современной колоды Таро – это ключевые реперные точки жизненного пути человека. Итак, изначальные символические карты, которые были предшественниками карт Таро, также отражали основные этапы жизненного пути человека, но состояли из 49 карт. Суть этого жизненного Пути – путешествие Духа (Шута) по миру Яви с целью обучения, познания, что вело к совершенству (то есть максимальной реализации изначально заложенных качеств) и подготавливало к переходу в другие миры через смерть (смену мерности).
Постараемся определить авторов предшественников колоды Таро – изначальной символической колоды карт. Если исходить из того, что Таро или предшествующая им символическая колода являются инструментами познания или проявления воли Богов, то это ведет к ряду предположений:
Воля Богов была очень важна, другими словами, Духовные аспекты жизни того общества были определяющими и системообразующими;
Авторы колоды имели Дух, как составную часть своего существа;
В какой же стране Древности, до XIV века, жили Духовные люди по Духовным принципам, служили Богам, выполняя свой жизненный долг и наполняя свою жизнь смыслом? В современной истории человечества эта страна стерта не только из учебников, но и из памяти историков и академиков. В альтернативной истории эта страна зовется Гранд Тартарией (Великой Тартарией) и занимала территорию от уральских гор до Тихого океана, от Восточно-Сибирского моря до Таиланда. Кстати, и Тибет и Индия, как одни из называемых источников происхождения карт Таро, находились на территории Гранд Тартарии. Само название державы Гранд Тартария произошло от имен Богов Тарх и Тара, что может быть косвенным доказательством Духовных основ существования общества. Азбука Гранд Тартарии содержала 49 букв, отсюда и предполагаемое количество карт первоначальной символической колоды. Возможно, и название современной колоды Таро имеет какое-то отношение к названию страны предполагаемого происхождения, и переводилось как-нибудь так: «колода из Тартарии» или «карты из Тартарии», или «тартарский оракул». В пользу этой версии говорит также еще одна версия происхождения Таро: «версия экзотическая, интересная, подтверждающая связь карт Таро с Индией и Тибетом. А точнее, с учением ваджраяны, распространенном в тех краях. Женская часть пантеона богов этого течения была представлена богиней Тарой («спасительница»), имевшей 21 ипостась. Эти женские образы милосердия были чрезвычайно популярны. Изображение каждой Тары отличалось от остальных цветом одеяний, позой, положением рук и ног. Версия действительно интересна, красива и многообещающа для изучения»[19].
Кастрированная в эпоху Возрождения первоначальная символическая колода, дошедшая до нас под названием карты Таро, сохранила два принципа: во-первых, привязку к алфавиту, которая заменила азбуку, это привело к тому, что вместо 49 карт осталось 22; во-вторых, сохранило позитивные значения карт - старших арканов, этот позитивизм не свойственен иудаизму и каббале, в которой евреи вынуждены вечно бороться за место под солнцем при поддержке своего Б-га и постоянно ожидать от будущего одни неприятности; в-третьих, сохранен Шут (Глупец), поскольку без него рушится вся изначальная символическая система, но поскольку сама идея Шута чужда вероучению иудаизма, то его изначальное значение было искажено, вернее, трансформировано под цели Торы и лишено номера,
Урезание жизненного Пути с 49 карт до 22 не могло пройти бесследно для качества предсказаний. Это привело к необходимости компенсации удаленных Старших Арканов, что проявляется в постоянном увеличении видов карт Таро, а также появлении дополнительных карт в виде Младших Арканов.
Синтия Джилз и своей замечательной книге о Таро пишет: «каждому, кто захочет найти «истину» в Таро, придется начинать с самого начала, потому что тайна карт, если она существует, до сих пор не раскрыта». Это таинственность карт связана не с конспирологическими теориями, а с тем, что сама идея, заложенная в картах относится к другой парадигме устройства общества и миропонимания, нежели та, в которой мы сейчас живем, как написал Козьма Прутков: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».
Виды Таро
Известно много несколько классификаций Таро: светлые-темные, универсальные-специализированные, тематические (личных отношений, карьеры и т.п.) и, наконец, авторские.
Лично я выделяю два типа колод Таро – мистические и магические. Изначально Таро были мистическими и служили для проявления воли Богов, для того, чтобы человек смог определить свой Путь в этом мире и выполнить свой долг. Эти колоды всегда имеют глубокую оккультную основу и к ним относятся: Таро Папюса, Райдера-Уэйта, Алистера Кроули и т.д., которые обычно созданы в рамках какого-то эзотерического ордена или школы. Для пользования этими картами, необходимо владеть учениями этого ордена и понимать символизм правильно, то есть, так как заложено авторами колод. Для этого надо быть членом этого ордена.
Каждый мистик должен сам создать свой гадальный карточный комплект. Колода Таро – это лишь инструментарий, и каждый мистик должен создать себе инструмент сам, и это касается не только колоды, но и посоха, волшебной палочки, амулета и т.д. Поскольку европейская мистика в средние века и Новое время основана на каббале, то и карты Таро имеют каббалистическую основу. Однако это не первые карты для предсказаний, первоначальные карты имели другую мистическую основу, восстановление которой произойдет после ухода каббалы с исторической сцены, этот процесс уже начался. В любом случае мистик должен создать свою колоду, однако прежде этого он должен стать мистиком. Это одна из причин появления новых колод, но понятно, то их не может быть много. В XX веке появились две известные колоды, возможно, их и больше, так как не все мистики хотят популярности, но не на порядок: мистиков много не бывает.
Второй тип колод – магический, отличие магии от мистики в том, что мистик пытается понять законы Божьи, чтобы служить ему, а маг, стремиться понять законы Божьи, чтобы заставить его служить себе. Все колоды, которые не имеют глубокой эзотерической основы относятся к этому типу.
В настоящее же время известно около полутора тысяч разновидностей колод карт Таро. Откуда столько и зачем? Взрывной рост количества колод карт связан с психологией, которая, как один из инструментов теургии, решила поставить Дух на службу материи с помощью теперь Таро.
Проще всего увидеть этот процесс на примере учения Карла Густава Юнга, который один из первых психологов обратился к мистическим практикам с целью поставить их на службу психологии[20]. Итак, Юнг заявил, что Душа и личность – это одно и тоже, следовательно, методы работы с Душой могут быть использованы и для личности. Он предложил превратить мистику в магию, как очередной богоборец и ученик Фрейда, маскируя это именем психологии. ««Магический» – просто другое слово для обозначения психического» (К.Г. Юнг). Поскольку Душа это не личность[21], то использование Душевных инструментариев по отношению к личности, неизбежно ведет к десакрализации, профанированию сущности и символизма карт, к созданию огромного количества карт под конкретные задачи личности. Разработка этих карт не требует мистической подготовки, и создать их может каждый психолог под свои задачи (а профессиональный психолог обязан создать).
Итак, большое количество карт Таро связано с потребностями личности, а не Духа, и, по сути, эти карты не имею никакого отношения к Таро, кроме использования этого бренда. Это фактически МАК (метафорические ассоциативные карты). Именно по этой причине профессиональные тарологи не относятся к ним серьезно, считая баловством. В принципе, они и являются баловством, как можно серьезно говорить о желании использовать божественные силы, мощь реальности для соблазнения понравившегося человека или для обеспечения себе карьерного роста?
Таролог
«Когда верным средством воспользуется неверный человек,
то и верное средство подействует неверно»
Древняя китайская мудрость
В раскладе говорит не таролог, говорят карты, а таролог лишь переводит язык символов на язык человеческий. Какие требования предъявляются к тарологу, то есть, какими качествами должен обладать таролог, чтобы качественно (с Душой) работать с символами?
Перечислим главные. Во-первых, таролог просто канал, а канал не имеет предпочтений, интересов, заинтересованности и т.п. в результатах. Причем речь идет не только и не столько о предсказаниях знакомому или близкому человеку, сколько об отсутствии рациональных концепции, формирующих определенное мировоззрение. Другими словами, настоящий мастер Таро – это йог. Но опять не йог в современном понимании – гимнаст, который освоил 150 асан, а йог, достигший состояния остановка колебаний ума.
Во-вторых, таролог должен обладать образным и системным мышлением, что позволит ему увидеть целостность в раскладе и правильно прочитать символы карт, тем более, что правильная трактовка символов раскрывается именно в раскладе.
В-третьих, интуитивные и ясновидческие способности помогут найти верный путь и обеспечить крепкое связующее звено между его разумом и самой атмосферой предмета гадания. Эти качества невостребованы у Homo sapiense, но в процессе практики, они развиваются. На начальном же этапе их слабость должна компенсироваться максимально интеллектуальной наблюдательностью и дедуктивными умозаключениями. В сложной ситуации может помочь медитация на нераскрывшейся в понимании карте.
Все эти качества отделены весьма условно, они на самом деле разные грани одного состояния таролога, которое называется «состоянием без состояния». Итак, ключ к символам кроется не столько в «тайнах» символизма карт, сколько в глубине человеческой души.
Глава 2. Предсказание на Таро
2.1. Обращение к Таро
О чем можно спрашивать карты Таро? В принципе, обо всем, что касается путешествия Духа (карта Шута) по земле в своей 4-х мерной проекции (физическом теле).
Папюс считал важным совершенно любой заданным картам вопрос, Алистер Кроули рекомендовал советоваться с картами только по важным вопросам. Мне ближе позиция Папюса: может ли человек определить сам, какой вопрос важен? Пожив мы часто замечает, что то, что мы считали важным, не стоит и выеденного яйца, а на то, что действительно было важно, мы даже не обратили внимание.
Картам можно задавать любой вопрос, но само вопрошание энергозатратно и вряд ли стоит тратить силы на вопрос типа «Попить ли мне сейчас чаю?», хотя если вы подозреваете, что чай отравлен, то обратиться к Таро уже стоит. Вопрос должен быть искренним, а не результатом индульгирования.
В общем случае предлагаю руководствоваться следующими соображениями. Честно ответьте себе на два вопроса «Что я хочу узнать?» и «Действительно ли я хочу это знать?». Если у вас есть ясность в ответе на первый вопрос и хватает мужества выслушать любой ответ карт на второй – добро пожаловать.
Слова «гадание» и «предсказание» не отражают суть обращения к Таро, поскольку карты могут показывать не только будущее, но и показать ошибки прошлого, дать подсказки относительно будущих действий в бизнесе и в общении с окружающими, показать направление самопознания.
Итак, к Таро можно обращаться по самым разным поводам:
1. Как к классическому оракулу, просто чтобы узнать, куда ведёт ваша дорожка. Для этого хорошо подходят расклады («Кельтский крест» и «Тайна Жрицы»)
3. Самоанализ, помогающий нам понять самих себя и определить способы дальнейшей работы над собой. Для оценки вашего теперешнего состояния и самоощущения («Слепое пятно», «Нисхождение Инанны в Подземное царство», «Пути планет»).
4. Расклады-советы, предлагающие те или иные способы действий в данной конкретной ситуации («Крест», «Выбор», «Путь).
2.2. Процесс предсказания
Таролог и Вопрошающий садятся за стол, предназначенный для гадания.
Тарологу важно создать атмосферу, способствующую и соответствующую процессу. Алистер Кроули писал, что Таро служат для извлечения информации из подсознания гадающего, поэтому приверженцы системы Кроули занимаются гаданием после погружения в медитативный транс, а карты выкладывают только на зеленое сукно и вытаскивают карты исключительно левой рукой.
Другими словами, атмосфера должна способствовать активизации внутренних сил, яснослышания и интуиции, для чего необходимо устранить влияние внешних факторов с помощью создания уютной обстановки, тихой музыки, полутьмы. Можно даже создать свои ритуалы тарологу, соблюдение которых направит внимание и осознание как таролога, так и вопрошающего на процесс, отвлечением от сторонних мыслей.
Взаимное расположение таролога и вопрошающего также должно способствовать созданию целостной единой системы карт, таролога и вопрошающего. Чаще всего это достигается расположение друг против друга, что значительно повышает энергетический потенциал гадания и делает его более достоверным.
Итак, если вопрошающий решил все-таки обратиться к Таро, то прежде чем приступать к раскладу необходимо:
Создать необходимую атмосферу, правильно организовать пространство.
Четко сформулировать свой вопрос и произнесите его вслух.
Тасовать карты в состоянии отрешенности: забыть свой вопрос, ни о чем не думать и нечего не чувствовать. Этому может помочь переключению внимания на процесс тасования колоды и вытаскивания карт, то есть войти в состояние сосредоточенности, быть «здесь и сейчас».
Как смешивать и раскладывать карты
Мешать и снимать колоду может как таролог, так и спрашивающий. Вынимать карты можно как «сверху», так и «снизу» колоды, или разложить их на столе веером или дорожкой, а потом выбирать по одной карте левой рукой. Желательно, чтобы тасовал и снимал колоду сам вопрошающий, это усиливает его энергетический контакт с колодой.
Теперь несколько слов о сигнификаторе. Он нужен не во всех видах предсказаний, но иногда его выбирают просто потому, что сам процесс выбора может многое рассказать о вашем Вопрошающем. Это особенно актуально, когда вопрошающий – новый человек для таролога. Например, таролог можете предложить на выбор четыре фигурные карты соответствующей ему возрастной категории: Паж, Рыцарь, Король или Королева. Выбранная масть уже дает определенную информацию о вопрошающем.
Дело в том, что каждая масть соответствует определенной социальной страте (подробнее об этом сказано в главе, посвященной Младшим Арканам), а каждая страта востребует и развивает в человеке определенные качества. Они могут быть более или менее развиты, но в любом случае, они отражают ключевую тенденцию в жизни человека.
А если таролог предложит не четыре фигурные карты соответствующего возраста, а больше, например, взрослому мужчине предложит Пажей, Рыцарей и Королей или предложит взрослой женщине Пажей и Королев, то получит информацию еще и о зрелости Души, поскольку биологический возраст не всегда совпадает с психологическим.
Как задавать вопрос
Самое главное – вопрос: карты Таро отвечают таким же образом, как их спросили. Реальность зеркально отражает Ваше состояние, передаваемое через вопрос, насыщает его эманациями действительности, и редуцирует результат до символизма карт.
Четкий, конкретный, «очищенный» от предпочтений и ожиданий вопрос даст прямой и честный ответ. Размытый вопрос приведет к неопределенному ответу. Вопрос, который задан в состоянии одержимости желанием, может спровоцировать вожделенный ответ, который часто оказывается приятным, но ложным, поскольку вибрации желания забили эфир и не позволили проявиться вибрациям реальности.
Отсюда возникает и ключевое условия правильности вопроса, которое было сформулировано еще греками в Античности: «Задавай оракулу только тот вопрос, на который ты готов услышать любой ответ». Это требует определенного мужества от вопрошающего, так же впрочем, как и от любого, кто решил двигаться по пути собственного Духа.
Некоторые расклады предполагают возможность не задавать вопрос, в таком случае вопрошающий получает чистые вибрации реальности о своей ситуации «здесь и сейчас».
С точки зрения содержания вопроса. Реальность динамична и процессуальна, поэтому на вопросы статического и объектного характера она не отвечает. Другими словами, нет смысла задавать вопросы, предполагающие ответы «0» («нет») и «1» («да»), или ответы в виде имени, телефона, адреса, суммы, времени и т.п. Вопросы должны спрашивать про тенденцию развития ситуации в случае принятия вами определенных решений или совершения каких-то конкретных действий. Например, «Что будет, если я сделаю это?». Либо задавайте вопросы о текущей ситуации и перспективах её развития, например, «Как обстоят дела с этим?», или «Как дело пойдет дальше?».
Не объединять несколько вопросов в один. Чем проще и четче вопрос, тем четче и яснее ответ. Задавайте вопрос так, как он приходит из сердца вам на ум. Речь идет не столько о том, чтобы найти удачную формулировку, хотя это тоже важно (прежде всего, самому[22] вопрошающему), а о том, что вы осознаете, что вы искренне хотите знать: в идеале, это должен быть вопрос «жизни и смерти».
Карты могут вам помочь в ситуации, когда нужно принять решение, но освободить вас от принятия решения не могут. Они лишь указывают, способствуют ли силы реальности вашему решению, или препятствуют; идете вы по правильному пути или сбились с него; нужно это вам или нет. Но карты не указывают вам, должны вы принимать это решение или совершать определенные действия или нет: свобода воли в Духовной сфере непререкаема.
Кроме того, ясно сформулированный вопрос, поможет выбрать подходящий метод расклада.
2.6.Толкование карт
Глубина толкования зависит от глубины мировоззрения таролога и его знаний символизма карт. Ни одно событие или явление в мире не является однозначно хорошим или плохим, потому и существуют очень разные и отчасти противоречивые взгляды на толкование одного и того же образа и символа, кроме того символ может рассматриваться под другим углом зрения. По этой причине одна и та же карта в разных колодах Таро (Марсельское Таро, Таро Уэйта, Таро Кроули) может иметь совершенно разные значения. Авторы этих карт по-разному расставляли акценты или выбирали различные ракурсы. Несмотря на то, что карты имеют свои устоявшиеся значения, способы их трактовки во многом зависят от интуиции, от богатства языка и ассоциаций таролога.
Карты вытаскиваются и выкладываются только «в закрытую», то есть рубашками вверх, затем открывают и вглядываются в них одну за другой. При разборе как самих карт, так и позиций расклада читают только самое главное.
После того как вы посмотрели и растолковали все карты по отдельности, пора перейти к обобщениям. Конечная цель – построить целостную непротиворечивую картину из трактовки символов карт. Толкование должно быть непротиворечиво: путь шута целостен, неделим и органичен, что исключает взаимное противоречие и несогласованность его элементов, но как только человек сбивается с пути, возникают отклонения, проявляющиеся во фрагментированности и взаимной противоречивости. Однако непротиворечивость совсем не означает однозначности.
Как понять главное
При толковании расклада необходимо идти от общего к частному, от главного ко второстепенному, потому в каждом раскладе вначале необходимо увидеть главное. Есть несколько способов, которые могут в этом помочь.
Три пути
Дополнительный способ подведения итога всего гадания, нахождения главного – выяснить, какой из трех Путей предлагают тебе карты. Путь определяется только по Старшим Арканам. Посмотрите, какие из них попали в расклад, и проверь, к какому Пути они относятся:
1 – I IV VII X XIII XVI XIX – Путь действия, усилия, импульса.
2 – II V VIII XI XIV XVII XX – Путь любви, ожидания, терпения.
3 – III VI IX XII XV XVIII XXI – Путь познания, осмысления, обновления.
Главным считается тот Путь, на который указывает большинство Старших Арканов, оказавшихся в раскладе.
Какая масть
Дополнительной информацией для выявления главного в раскладе могут быть и масти. Преобладание какой-либо масти в раскладе даст информацию о характере и качестве ситуации, о которой вопрошается.
Каждая масть коррелирует с определенным типом человеком. Традиционно выделяют четыре типа человека в соответствии с управляющим центром: волевой, рациональный, эмоциональный и физический.
Масть Жезлов соответствует волевому человеку, духовному миру, энергии огня, социальный слой – Духовенство, священнослужители.
Масть Мечей соответствует рациональному человеку, миру Логоса, энергии воздуха, социальный слой – правители, витязи.
Масть Чаш соответствует человеку, находящемуся под управлением чувств, миру чувств, социальный слой – купцы, ремесленники.
Масть Пентаклей - соответствует человеку, находящемуся под управлением физически потребностей, миру инстинктов, энергия земли, социальный слой – крестьяне.
Каждая масть отражает качества, соответствующие определенному типу человека, отражающая степень его Духовного совершенства.
Масть Жезлов
Масть жезлов описывает зрелого, активного человека, с сильной волей, стремящегося к Духовному совершенству, обладающего нравственной силой, с выраженной стихией огня. Жезлы - символ воли, силы и успеха.
Активность этих людей направлена внутрь, они стремятся к совершенству и самореализации, но не социальной, а индивидуальной. Их мало интересуют материальные ценности, чувства и даже сила разума, поскольку они в них разочаровались. Их интересы уже вне ценностей мира Яви, такие люди становятся хорошими священнослужителями, самый низкий для них уровень – это правители; низкий в том смысле, что в этой социальной роли они связывают себя мирскими интересами, что для них тягостно, потому они стремятся сбросить с себя эти узы, которые так манят людей других мастей, поскольку они рассматривают эту роль как лучший способ удовлетворить свои интересы.
Итак, люди масти жезлов социально не активны, они не стремятся не изменить мир, ни влиять на мир, но при этом они максимально присутствуют в миру, они максимально осознанны и живут «здесь и сейчас», не строят планы на будущее и не зациклены на прошлом. Это люди момента: не настроения, как люди масти Чаш, ни мысли, как люди масти Мечей, ни инстинктов, как люди масти Пентаклей. Эти люди управляют своими инстинктами, они равнодушны (то есть ровное, гармоничное состояние Души) и не придерживаются каких-то конкретных теорий, стремясь к безконцептуальному мышлению. При этом люди мира жезлов безкомпромисны и часто категоричны в свои суждениях.
Негативная сторона этой масти проявляется в людях, которые стремятся активно влиять на мир, перестраивая его по свои цели и задачи. Часто здесь называют черных магов и колдунов, но эта деятельность в наше время носит фактически глобальный характер, что становится понятно просто при перечислении профессий, созданных именно с этой целью: священник, инженер, архитектор, врач, психолог, социолог, менеджер, полицейский, военный, юрист, биолог, чиновник, артист и … Что же остается? Чем занимаются в наше время люди, которые не стремятся перестроить этот мир, осознанно или что чаще неосознанно? Например, священнослужитель, целитель, зодчий, пчеловод … даже перечислить сложно, так далеко они остались за рамками нашего фрагментарного мира.
Нужно заметить, что не все инженеры, врачи, полицейские относятся к масти Жезлов, а только те, у кого есть для этого соответствующие врожденные качества. К сожалению, в наше время все смешано и врожденные качества человека далеко не всегда соответствуют его профессии: вполне может оказаться так, что человек масти Жезлов работает вахтером, а практичный приземленный человек масти Пентаклей – мэром.
В жизни человек мира Жезлов ориентируется на нравственный долг и духовные принципы. В различных жизненных ситуациях именно нравственные критерии, этические принципы определяют как его отношение к процессу, так и его действия.
Масть Мечей
Масть мечей описывает активного человека, обладающего развитым интеллектом, трезвым умом, критическим разумом, хорошей способностью к суждениям, с выраженной стихией воздуха. Меч - символ оружия, несущего раны и смерть.
Воздух представляется нам подвижным, прозрачным, прохладным, освежающим и бодрящим. Это качества мира Логоса, чистого Разума. Этот мир не видит мир Огня, он холоден; свободен от чувств и меняющихся настроений (вода) и от соображений выгоды (земля).
Это мир абстракций, мир формальной логики, где интеллект проявляется во всем блеске. И так же, как и воздух, такой человек обнимает любую задачу или проблему со всех сторон, ища «дырочку», чтобы проникнуть внутрь, и находит ее. Острый ум заставляет его любить, прежде всего, формальную логику, без полутонов различающую, где истина, а где ложь. Для него это и есть величайшее достижение человеческого ума, основа всякого познания. При этом его обычно не интересует, имеют его выводы хоть какое-то отношение к реальному миру или нет.
Ясность, объективность познания, чистая мысль - вот цель, к которой стремится человек с выраженной стихией воздуха. Однако он потому и стремится, что не обладает ни ясностью мысли, ни её чистотой. Но этот человек уже вне влияния стихии земли и воды, то есть он ими не управляется, его жизненный путь лежит по миру Логоса, в конце путешествия по которому его ожидает мир огня: мир воли, веры и нравственности.
Однако пока он в мире Логоса наслаждается игрой слов и мыслей, ловко анализируя огромное количество факторов, и другие мнения, часто прямо противоположные. Эта ловкость в глазах других людей (особенно людей других мастей) делают человека мира воздуха софистом, демагогом, изменником, ненадежным партнером.
Активность этих людей направлена внутрь, человек масти мечей характеризуется любознательностью, многосторонностью, способностью блестяще вести и научный спор, и светскую беседу, обладает хорошим чувством юмора, что делает его приятным собеседником. В то же время его «натренированность» в этой игре ума, его критический разум и умение делать молниеносные выводы заставляют противников опасаться его как оппонента, более того, можно смело сказать человеку масти мечей, что он в ситуации, когда «ум морочит человеку голову».
Теневая же сторона этих способностей выражается в неспособности прийти к какому-то выводу и решению, что ведет к бесплодности размышлений и самоблокировке действий, то есть вынужденной практической недееспособности. Кроме того, для такого человека жизнь – это игра в шахматы, он способен часами строить восхитительные теории, но неспособен ничего воплотить в жизнь. Холодный разум помогает найти выход из любой ситуации, все нравственные и моральные нормы не имеют для него никакой ценности.
Интересно, что он неодобрительно и критически относится к твердой позиции человека масти жезлов, стремясь высмеять его за «твердые убеждения», потому что сам к таким убеждениям не способен.
В жизни такой человек руководствуется правилами, не Духовными принципами, не Божьими законами, а именно социальными правилами Мира Homo sapiense. Наличие правил его успокаивает и дает ориентир, потому он остро нуждается в методических рекомендациях на каждый жизненный случай. Причем он не очень заботится о том, что бы понять, насколько эти правила правильные; если возникают какие-то проблемы со следованием этим правилам, он весь свои отточенный интеллект направляет на то, чтобы доказать самому себе их правильность и это у него прекрасно получается. Однако жизнь вносит свои коррективы хаотичный и недостойный мыслителя мир хаоса чувств периодически разрушает его стройные теории, непреступные для разума Духовные принципы страшат, материальная выгода соблазняет, все это вынуждает строить все новые и новые теории мировосприятия для внутренней устойчивости. Но со временем это становится все труднее и труднее, в итоге он останавливается на каком-то мировоззрении и придерживается его, независимо от его идейной прочности, все далее отдаляясь от реальной жизни.
Это отдаление проявляется во все возрастающей неадекватности, что несет боль, раздоры, разлад в его отношения с окружающими, что на начальном этапе еще удается компенсировать остроумием и широтой кругозора, а также проблемы личного свойства, например, разные формы деменции.
Тем не менее, поскольку искусственный мир, в котором мы живем выстроен на фундаменте Логоса, можно сказать, что это мир людей масти Мечей, потому именно они оказываются во главе различных организаций, компаний и т.п. Они задают правила игры, они пишут методички, они говорят что правильно, а что нет, и по законам нашего мира, именно они несут ответственность за то, что происходит в этом искусственном мире Логоса. Им тяжело видеть, что их логически безупречные, формально совершенные планы по нормализации функционирования их компаний, организаций и общества в целом, дают прямопротивоположные результаты. Наряду с усиливающейся неадекватностью это ведет к тому, что они набираются мужества и поднимают свой взор на мир Огня.
Масть Чаш
Масть Чаш и Петаклей – это масти пассивности, в отличие от описанных выше мастей Жезлов и Мечей. Следовательно, общее качество для людей мастей Чаш и Петаклей – Духовная пассивность, которая проявляется в активной мирской деятельности. Если люди масти Жезлов направляют энергию на Духовное совершенствование, люди масти Мечей оттачивают свой разум, то люди масти Чаш и масти Пентаклей направляют свою жизненную энергию вовне.
Масть чаш описывает человека, находящегося под управлением чувств: он старается избегать плохих и стремится к хорошим чувствам, это человек с выраженной стихией воды. Кубки наполнены водой, которая символизирует чувства.
Вода - это стихия, не знающая предпочтительных или запретных направлений, собирающаяся в низинах. Если огонь и воздух распространяются самостоятельно, заполняя все возможное пространство, то вода и земля не способны к такой экспансии. Кроме того, огонь и воздух излучают, а вода и земля поглощают, то есть отзывчивы на внешнее влияние. Вода как стихия сильнее всего реагирует на влияние Луны.
Как влияет стихия воды на качества человека? Вода, обозначает мир чувств, то есть ту область нашего «Я», которая не подлежит контролю рассудка (воздух), не знает границ (земля) и не подчиняются воле (огонь).
Люди Воды — сложные и противоречивые натуры, постоянно переходящие из одного состояния в другое, меняя маски. Они непостоянны и быстро меняют свои цели и планы. Они не знаю причин своего непостоянства, и их это не очень интересует, главное, чтобы они находились в приятном чувственном состоянии. По их мнению чувства и есть жизнь, и тот, кто не испытывает чувств – мертв. Люди воды не понимают холодного бесчувственного мира человека мечей, а мир огня просто ужасен, поскольку может просто испарить воду. И если они и идут в храм, то уж точно не за Духовными принципами, а за переживанием приятных чувств. Также и мир масти мечей ими используется для выбора «приятных» теорий, в их случае правильность теории определяется приятностью чувств, которые она вызывает.
Если человек масти Мечей живет в мире собственных интеллектуальных конструкций и концепций, тот человек масти Чаш живет в мире чувств, что воспринимается окружающими как мечтательность. Он не очень любит интеллектуальные занятия, поскольку это требует заморозки чувств, что равнозначно временной смерти.
Поскольку человек масти Чаш живет в мире чувств, то он легко понимает чувства других людей, также как человек масти Мечей легко понимает мысли других людей. Эта способность понимать чувства других (эмпатия) притягивают к ним подобных людей. Итак, человек масти Чаш часто кажется другим людям мечтателем, фантастом, легко поддающийся внешнему влиянию, легко меняющий маску и свои состояния, легко сонастраивающийся с другим человеком.
Чувственность помогает таким людям достигать успеха в тех социальных сферах, где она является неотъемлемым качеством профессии: музыканты, поэты, актеры, художники и т.п. Часто пишут о том, что чувственные люди обладают богатым внутренним миром, но он еще богаче у человека масти Мечей и, тем более, у человека масти Жезлов. Кроме того, совсем необоснованно связывают интуицию с чувствами. Интуиция больше относится к человеку масти Жезлов, хотя конечно она может проявляться у человека любой масти.
Если же говорить о влиянии чувств на взаимоотношения между людьми, то вопреки распространенному мнению, чувства людей скорее разъединяют, чем объединяют. Это заблуждение связано, скорее всего, с тем, что охотясь за приятными чувствами люди стремятся общаться с теми, кто их вызывает, и избегают тех, кто вызывает неприятные чувства: получается, что если общение есть, то общающиеся люди испытывают приятные чувства. Другими словами несостоявшиеся общения ненаблюдаемы, а то общение, которое люди видят, сопровождаются приятными чувствами. Потому и говорят о легкости, душевности, теплоте, эмпатии людей мира Чаши и готовности прийти на помощь.
Однако, чувства непостоянны и скоротечны, и если в начале общения они приятны и объединяют, то это совсем не означает, что они не поменяют свои знак к окончанию. Но это частность. Главное в том, что чувства
Кроме того, как и в ситуации с человеком масти Мечей с его интеллектуальными башнями, мечтательность и чувственность человека мира Чаш часто приводят его к внутренним конфликтам, когда иллюзии рушатся о суровые реалии жизни. И если интеллектуал начинает строить новый замок на обломках старого, то люди Воды впадают в депрессию, грусть, меланхолию и т.п. Для выхода из этого состояния такой человек нуждается во внешней помощи, поскольку сам пассивен. Теневая сторона этой эмпатической способности стихии воды – это исключительная подверженность воображению, иллюзиям, стремление убежать из реальной действительности, но одновременно умение создать для себя уютный уголок.
Более того, не понимая источник собственных чувств, люди масти Чаш также не понимают причины чувств, испытываемых другими людьми, хотя прекрасно понимают какие чувства он испытывает, потому неправильно считать человека мира Чаш знатоком человеческих душ. Человеку масти Чаш сложно идентифицировать собственное «Я», поскольку его состояния определяется внешними факторами и это ему нравится, поскольку каждая новая роль вносит чувственное разнообразие в мир ощущений, что наполняет и раскрашивает жизнь.
Человек мира Чаш воспринимает мир через чувства и часто принимает желаемое за действительное. С точки зрения человека масти Мечей, он не умеет действовать логично, однако с точки же зрения самого человека масти Чаш его мысль вполне логична, поскольку естественно вытекает из испытываемого им чувства. И судит он обо всем не с точки зрения, «истинно» это или «ложно», а лишь «приятно» ли это для него лично или «неприятно». Нелогичность и даже ненормальность поведения человека масти Чаш объясняется его ценностями, то есть желанием сохранить и продлить то приятное состояние, которое вызывается кем-чем-то внешним. Этим объясняется его готовность «отдать себя всего любимому существу», но одновременно он испытывает неадекватные, с точки зрения других мастей, страдания и впадает в уныние от малейшего, даже кажущегося, невнимания.
Эта зависимость от внешнего, характерная черта для данного типа людей, это признак внутренней слабости, однако сама стихия воды чрезвычайно сильна, и если он захватит человека, то со стороны может показаться, что это сила человека, а не воды. Можно сказать, что стихия воды, стихия чувств завладела человеком. Человек должен окрепнуть, взрастить внутреннюю силу, чтобы обуздать такую мощную стихию.
«Из всех стихий мудрецу следует избрать себе в учители воду. Она податлива, но обнимает все. Вода гасит огонь, а когда ей грозит опасность, она превращается в пар и уходит, чтобы потом прийти вновь. Вода размывает мягкую землю и обходит твердую, находя обходной путь вокруг скал. Вода смягчает погоду, умиротворяя ветер. Вода отступает перед препятствиями, однако она не так слаба, как кажется, ибо нет такой власти на земле, которая могла бы помешать ей идти к морю. Вода побеждает податливостью; она никогда не нападает, но всегда выигрывает решающую битву». Джон Блофелд, «Колесо Жизни»
Масть Пентаклей
Масть Пентаклей описывает приземленного, практичного человека, с выраженной стихией земли. Пентакли - мир материальны ценностей, человек масти Пентаклей руководствуется в своей жизни материальной выгодой.
Со стихией земли связывают и плодородную почву, и прочный фундамент, это опора в мире Яви. Опорой человека же в этом мире является тело, это самая плотная, материальная и стабильная составляющая человеческого существа. Отсюда ее основные признаки: любовь к природе, особенно к почве, как наиболее стабильному и прочному основанию, наиболее соответствующему его Душевному состоянию.
Его девиз: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», истинными ценностями являются те, которые можно потрогать. Естественно, что сам себя он воспринимает через самую устойчивую и стабильную составляющую человеческого существа, через тело, то есть воспринимает себя как существо, прежде всего материальное, физическое.
Обратной стороной стабильности человека масти Пентаклей является жесткость и грубость, надежность иногда оборачивается упрямством. Оставленный без руководства, сам по себе, человек масти Пентаклей бросается в погоню за материальными благами в ущерб всем остальным, похоть замещает любовь. Материальные блага, став его хозяином, превращают его в раба социума (место, где деньги являются ценностью), он превращается в трудоголика, карьериста или циничным дельцом. Власть телесных потребностей отправляет его в погоню за плотскими наслаждениями, превращая его в мерзкого сластолюбца.
Свой дом человек масти Пентакли строит на века, на крепком фундаменте, он не любит покидать насиженное место, главное для него – стабильность и дело, приносящее доход. Так же он оценивает и других людей. Рассуждения человека масти Мечей слишком абстрактны, а мечтания человека масти Чаш бесплодны по определению («художеством на жизнь не заработаешь»), их результаты нельзя пощупать, значит, они бесполезны, важно лишь то, что сделано, то, что есть, то, что полезно для тела.
Для человека масти Мечей, жизнь – это мысль (истинно/ложно), для человека масти Чаш, жизнь – это чувства (приятно/неприятно), для человека масти Пентаклей, жизнь – это действия (полезно/бесполезно, выгодно/невыгодно). Действия он осуществляет в материальном мире, потому он вынужден быть прагматиком, который мыслит вполне реально и ставит перед собой лишь стопроцентно достижимые цели. Его мышление реально для физического мира, оно им и ограничивается.
В отношениях такой человек обычно верен и надежен, однако для него главное в отношениях – физический контакт. Подтверждением стабильности отношений служит для него только физическое присутствие партнера.
Если в раскладе преобладают Карты Старших Арканов
Заданный вопрос для Вас очень важен, эта ситуация повлияет на Вашу судьбу
Если в раскладе преобладают Карты двора
Ситуация пока размыта, грядущее еще не обозначено, возможны различные варианты развития событий
Если в раскладе преобладают Карты масти жезлов
Вопрошающий озабочен вопросами внутреннего совершенствования
Чувства являются определяющими в данной ситуации, и чаще всего они негативные, от которых вопрошающий должен избавиться
Если в раскладе преобладают Карты масти пентаклей
Системообразующими в данной ситуации являются материальные, финансовые проблемы; решение проблемы лежит в практической плоскости.
Перевернутые карты
Как трактовать перевернутые карты? Есть два варианта: 1) не придавать значение и перевернуть карты в правильное положение; 2) трактовать перевернутые карты с иным значением. Можно использовать тот способ, который у таролога наиболее хорошо работает, главное до расклада тарологу необходимо определиться со своим способом толкования. И если таролог выбирает способ иного значения перевернутой карты, он должен так перемешать колоду, чтобы у карт была возможность перевернуться.
Я считаю, что значение карты при переворачивании не меняется, но существует какое-то препятствие (сложность) в проявлении этого значения в полной мере. Кроме того, традиционно толкования перевернутых карт не приводились, даже если о них упоминали. Ведь до появления карт Таро Райдера–Уэйта, существовали только такие колоды Таро, где во многих случаях невозможно было сказать, легла карта правильно или «вверх ногами».
Квинтэссенция
Квинтэссенция в античной и средневековой натурфилософии и алхимии — пятый элемент, пятая стихия, эфир, одна из основных стихий (элементов), тончайшая, самая тонкая стихия, «пронизывающая весь мир … душа — дух мира, одухотворяющая все тела, … великая творческая сила, которой Бог наделил материальный мир». Квинтэссенция (в переносном значении) — самое главное, самое важное, наиболее существенное, основная сущность, самая тонкая и чистая сущность, концентрированный экстракт.
Квинтэссенцией в картах Таро называется особый нумерологический подсчёт всех карт, выпавших в раскладе. Делается он для того, чтобы получить дополнительный совет клиенту о ситуации, которая рассматривалась. Квинтэссенцией (или коротко «квинтом») могут быть только Старшие Арканы, Младшие участвуют только в подсчете суммы карт расклада.
В заключение каждого расклада карты Таро дают завершающее указание насчет того, как вопрошающий должен поступить с советом карт и что следует учитывать при дальнейших действиях. Это высказывание вы получите, если сложите все числовые значения раскрытых карт. При этом дворцовые карты (Паж, Рыцарь, Королева и Король) считаются как ноль, тузы — как единица, все остальные карты — в соответствии с их числовой ценностью, кроме того, «Шут» это 22 (в раскладе 0), «Справедливость» – 8, «Сила» – 11.
Если результат — одноразрядное число, то найдите среди Старших Арканов ту карту, которая соответствует этому числу. Она покажет правильный способ действия. Если же результат — многоразрядное число, то сложите цифры числа, чтобы получить сумму — одноразрядное число. Если число или сумма цифр числа — это двухразрядное число между 10 и 22, то дополнительная информация берется из соответствующей карты Старших Арканов. Оно может быть даже предпосылкой для того, чтобы прийти к основной теме, которая всегда есть у одноразрядной карты. Значение этой комбинированной квинтэссенции вы можете прочитать в толкованиях к двухразрядной карте.
Еще одна сложность заключается в сложении итоговой цифры. Например, если получилось число 42, то тут однозначно нужно сложить 4+2, но что делать если получилась цифра от 10 до 22. В этом случае квинтэссенцией будут сразу две карты, одна по двузначному числу, вторая по однозначному. Еще одно исключение — число 19, оно будет обозначать целых три карты: Солнце (19) + Колесо Фортуны (10) + Маг (1).
Действенность совета карт
Человек постоянно формируем свое будущее своими решениями и действиями, которые принимает постоянно и зачастую неосознанно. В связи с этим более-менее определено только близкое будущее – грядущее, которое уже подготовлено нашими предыдущими решениями и действиями. Но чем дальше мы смотрим в будущее, тем менее оно предсказуемо, поскольку очень много шансов его развития.
В любом случае все четкие прогнозы – спекуляции. Карты Таро и другие оракулы показывают тенденции, которые вероятны, если сохраняется тенденция решений и действий вопрошающего, ситуация в которой он находится.
Предсказания Таро верны для ситуации «здесь и сейчас», и как только ситуация, отношение к ней вопрошающего, внешние силы изменятся, так и возникает необходимость нового расклада. Предсказания Таро действительны бессрочно в том случае, если вопрос касается ситуации, в которой задействованы неизменные, постоянные силы. А это признаки Духовных сил – постоянных, неизменных, стабильных, непреходящих. Для подобных вопросов карты и созданы.
Непонятные карты
Случается так, что вопрошающий не может понять смысл какой-либо карты в раскладе. Что может быть причиной этого? Во-первых, предрассудки самого вопрошающего, вызванное его концептуальным мышлением. Достичь состояния истинного Духовного совершенства, отсутствие концептуального мышления, – это задача, которую сложно выполнить и практически каждый человек, находясь в физическом мире, находится под влиянием мирских эманаций, искажающих Духовные вибрации.
Свое непонимание вопрошающий часто стремится компенсировать выкладыванием дополнительных карты, пока высказывание карт не станет более ясным. Однако часто человек «странным» образом не хочет понимать неприятные карты и продолжает выкладывать карты до «хэппи-энда», приятного и понятного.
Во-вторых, реальность неоднозначна, и бывает так, что запрашиваемая ситуация еще не определилась и предполагает много вариантов развития событий или ключевое решение еще не принято. Но стремясь к какой-то конкретике, вопрошающий игнорирует полученный ответ и принуждает карты к «желаемому» варианту ответа, который уже не имеет отношение к реальности.
Лучший вариант действий при непонятной карте или раскладе - принять эту неясность (если речь идет об отдельной карте); а если весь расклад непонятен, то отложить его и вернуться к толкованию позже, настроившись. Если даже через несколько дней расклад не прояснился, то можно спросить о значении карт с помощью расклада «Крест» или разложить все заново.
Нумерологическое значение каждой карты
1 – Импульс, который есть у спрашивающего, и ему надо использовать его.
2 – Полярность, вызывающая сомнения, которые воспринимаются как тяжесть (Мечи), стимул (Жезлы), игра (Денарии) или предвестие новой встречи (Кубки).
3 – Первое гармоничное число, стабильность (кроме Мечей).
4 – Тоже стабильное число, в котором, однако, уже содержится начало застоя.
5 – Неуверенность (страх) после выхода из зоны стабильности.
6 – Традиционно считается «кризисным» числом. У Уэйта, напротив, символ начала нового.
7 – Традиционно считается гармоничным числом. У Уэйта, наоборот, символ кризисов и конфликтов.
8 – Неуверенность, страх, отчаяние.
9 и 10 – Конец ряда, кульминация данной масти.
Заключение
Таро хороший инструмент, но внешний, следовательно, допускающий погрешности в переводе символов. Есть ли какой-то другой способ получить ответы на вопросы, не обращаясь к внешнему ресурсу. Да, это совесть, которая не нуждается в переводчике и не допускает ошибок. Все, что нужно для того, чтобы следовать совести, это мужество.
Примечания
[1] Авдеев В. Б. Расовая теория времени. URL: http://medznate.ru/docs/index–66016.html?page=22 (дата обращения: 15.01.2018).
[2] Мэй Р Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Р. Мэй. – М.: Смысл, 2001. – 319 с.
[3] Ямвлих О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. — М.: Алетейа, 2002. — 192 с.
[4] A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.
[5] Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – М.: Изд-ва: АСТ, Астрель, 2005 г. – 480 с.
[6] Символ. Новая философская энциклопедия: в 4 тт., Т.3. / Под редакцией В. С. Стёпина. – М.: Мысль. 2001. – 692 с.
[7] Белый А. Эмблематика смысла в кн. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1 / Вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент. А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева. – М.: Искусство, 1994. – 478 с.
[8] Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 2. – M.: Искусство, 1994. – 571 с.
[9] Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1. – M.: Искусство, 1994. – 478 с.
[10] Белый Α. Арабески. – М.: Мусагетъ, 1911. – 516 с.
[11] В 1580 г. адвокат Жан Боден дал юридическое определение ведьмы как «пытающейся перенести законы Господа на договор с дьяволом». В 1599 г. католический демонолог дель Рио определял колдовство как «умение совершать чудеса, выходящие за пределы общепринятого понимания, благодаря силе, получаемой через договор с дьяволом». См. Рассел Хоуп Роббинс «Энциклопедия колдовства и демонологии». URL: http://polbu.ru/robbins_encycl (дата обращения: 15.01.2018).
[12] Великие Арканы Таро
[13] «Человек способен предаваться форме и оставлять идею в забвении; символы, размножаясь, теряют свою силу». ЭлифасЛеви.
[14] Великие Арканы Таро
[15] Каждый Аркан имеет свои символические соответствия в самых различных областях знания людей.
[16] Великие арканы Таро
[17] Целостность и замкнутость Системы Арканов проистекает не только из единства и общности объекта их учений.
[18] Этот процесс аналогичен возникновению славянсклой азбуки, авторами которой стали Кирилл и Мефодий - святые правоверной и католической церкви, братья-миссионеры. Суть их творчества состояла в том, что они из древнесловенской азбуки из 49 буквиц убрали 5 буквиц, чтоб можно было перевести на новый славянский язык христианские святые кнги.
[19] История Таро// https://www.livemaster.ru/topic/116169-istoriya-taro
[20] Идея о том, что карты Таро могут служить проективным тестом, вызывающим различные ассоциации, наподобие чернильных пятен Роршаха, впервые пришла к американским психологам Джеку Херли и Джону Хорлеру в начале 70-х годов. Дабы избежать обвинений в «эзотерике» со стороны профессионального психологического сообщества, они нарисовали собственные карты. Затем в 80-е годы канадский психолог Дениз Руссель, заинтересовавшийся результатами американских коллег, продолжил исследовать Таро как проекционную методику. Позже во Франции психотерапевт Алехандро Ходоровски применил в работе Марсельское Таро [Психологическое Таро: Игра для самопознания // Психология.2008. № 29.}.
[21] Душа – дом для Духа, личность – дом для социума, Душа правится ухом, личность правится обществом, Душа – часть человека, личность – часть общества внутри человека
[22] Дело в том, ряд людей очень много могут говорить о своей проблеме, но когда просишь их сформулировать саму проблему, они не способны. Ряд людей могут много говорить о своих планах, но когда просишь их сформулировать свои цели или планы на бумаге, они не могут и процесс умирает. Здесь, как нигде, верно утверждение: «правильный вопрос 50 % ответа». Потому осознание самого вопроса очень важно для эффективности расклада.