Школа классического правления "АВОСЬ"

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

В 1980-х годах в результате исследования американскими консультантами причин «восточного экономического чуда», другими словами, бурного развития японской экономики после окончания II мировой войны, была создана организационная школа менеджмента. В рамках этой школы сама «организация» деятельности рассматривается как мощнейший инструмент обеспечения устойчивого функционирования и развития компаний. В настоящее время организационные отношения, законы функционирования организаций являются предметом теории организации.

 

Простота и ясность функционирования организации должны минимизировать затраты ресурсов, ориентировать членов организации на повышение эффективности деятельности, обеспечить целостность её функционирования. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для принятия и реализации управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой к воздействию различных факторов и, в то же время, позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

 

Это возможно только в том случае, когда в организации максимально используется сила законов, управляющих  функционированием организации. В социальной организации действуют следующие законы: законы синергии, закон самосохранения, закон онтогенеза, законы информированности, закон упорядоченности, закон композиции и пропорциональности, закон единства анализа и синтеза, закон наименьших. Соответственно, максимальный результат организационное консультирование принесет лишь в том случае, когда базируется на принципах, реализация которых приведет к максимальной реализации силы объективных законов в организации и минимизации субъективного фактора.

 

Рассмотрим основные принципы организационного консультирования, используемых в рамках данного подхода:

 

Цель первична, потому организации не могут менять цель своей деятельности, несмотря на сложные, динамичные и многообразные влияния внешней и внутренней среды.

 

Слово «организация» произошло от латинского слова «organon», означающий «орудие, инструмент». Итак, организация – инструмент реализации миссии компании, а профессионалы на средствах труда не экономят. Чем эффективнее инструмент, тем легче процесс. Эффективность организации достигается за счет использования силы законов организации. Знание закона тяготения позволяет использовать его силу, и, что не менее важно, позволяет не использовать свою энергию и ресурсы против силы этого закона, не заниматься псевдоделами.

 

Управление – это искусство сохранения порядка, сохраняющего жизнь. Часть системы не может управлять самой системой: управляющий организацией находится вне самой организации.

 

Сохраняя и поддерживания порядок, руководитель становится авторитетом для своих сотрудников, а в этом случае формальная и неформальная структура в организации совпадают друг с другом, поскольку неформальный лидер и формальный лидер сливаются в одном лице. Если же в организации существует неформальная структура, следовательно, весь спектр законов начинает работать как в формальной, так и в неформальной структуре, что приводит к конфликтам.

 

Организации не развиваются. Как и любой «organon», организация максимально совершенна в момент своего создания, а в процессе её функционирования каждая «контактная группа» стремится получить что-то своё от неё (налоговая – налоги, клиенты – дешевый и качественный товар и т.п.). Всё это разрушает организацию. Развитие организации – это расширение её деятельности, что возможно только путем защиты её потенциала от разрушающих внешних и внутренних факторов. Одним из ключевых инструментов для этого являются стратегия и реформа.

 

В процессе жизнедеятельности в компании возникает беспорядок. Порядок – условие поддержания жизнедеятельности. Процесс восстановления порядка в компании называется реформа. Этимология слова «реформа»: re – восстановление, повтор; forma – первоначальная форма. Другими словами, реформа – это восстановление изначальной формы компании путем «уборки» результатов накопившегося влияния внешних и внутренних факторов на ее структуру и функционирование, но никак не привнесение чего-то нового. Цель реформы — нейтрализация всего, что нарушает целостность и ясность формы, которая является источником и условием появления организации. Реформа организации аналогична врачеванию тела: и то и другое имеет своей целью восстановление порядка и естественных свойств, что приводит к целостности и цельности.

 

 Организация – внешнее проявление внутренних свойств ее создателя, соответственно, совершенствование организации возможно только через совершенствование её автора. Под совершенствованием понимается увеличение организационного потенциала за счет повышения создателем организации качества использования сил объективных законов в ней. Не воспитывайте своих детей, они все равно будут такими как Вы, воспитывайте себя.