ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р. Моклером в 60-х годах ХХ века. Однако, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Так, например, Питер Друкер в своей книге «Практика управления», вышедшей еще в 1954 г., в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е годы XX века говорила о «законе ситуации», отмечая, что различные ситуации требуют различных типов знаний.
Однако ситуационный подход в своей основе существовал намного раньше, чем полагают американские авторы. В качестве доказательства приведем отрывки из книги Н. Маккиавели (1469-1527) «Государь»: «Зависит же это [успех] именно от того, что один образ действий совпадает с особенностями времени, а другой - не совпадает… От того же зависят и превратности благополучия: пока для того, кто действует осторожностью и терпением, время и обстоятельства складываются благоприятно, он процветает, но стоит времени и обстоятельствам перемениться, как процветанию его приходит конец, ибо он не переменил своего образа действий» [1,35].
Таким образом, сам ситуационный подход, или «ситуационный образ мышления» довольно древний, новым же в настоящее время являются попытки рассматривать ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории на очень многие области исследования, подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Центральным моментом ситуационного подхода является понятие «ситуация» (франц. situation – положение, обстановка) – система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Полное описание ситуации подразумевает выделение требований, которые предъявлены индивиду извне, выступая для него в качестве исходных. Эти требования называются «ситуационными переменными» и искусство менеджера – понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Основное ограничение в использовании ситуационного подхода связано с определением ситуационных переменных. «Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние» [3, с.195]. Невозможно определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения менеджера. Поскольку в каждой ситуации бесконечное количество переменных, то «правильно» их выбрать для анализа в принципе невозможно: либо их не охватить в силу ограничений способностей человека, либо, выбрав лишь самые значимые переменные, мы обречены на принятие «ограниченного» решения, поскольку изначально не рассматриваем большую часть ситуационных переменных. Можно ли рассчитывать даже в теории на приятие правильного решения с помощью данного метода?
Существующие ситуационные подходы хотя и были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым.
Возникновение концепции «ситуационного подхода» его авторы связывают с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены подвергают критике теории управления за их «непрактичность», за «оторванность от реального мира», неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Объясняя причины такого отношения к теории управления, Р. Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство. Однако по этой же логике можно отказаться и от высшей математики на том основании, что кассиры в магазине не видят в них практического смысла, а количество разнообразных цифр, которые они набирают на кассовом аппарате настолько различно, что просто малое количество теорий высшей математики в принципе не способно охватить такое количество операций кассира.
В этом смысле показательна статья В.С.Доценко «Пятое правило арифметики» об опыте преподавания математики в Парижском университете, в которой он описывает систему подготовки студентов по математике, в соответствии с которой они при сложении дробей запоминают результат, не понимая принципов сложения/вычитания дробей [2]. В этом случае от студента требуется прилежание и хорошая память. Понимание одного принципа достаточно для того, чтобы сложить и вычесть миллионы вариантов дробей, но без понимания данного принципа много ли вариантов (ситуаций) сложения/вычитания дробей студент запомнит правильно.
Идеологической основой появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Р.Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности [4, с.284] . «Это может звучать как ересь для старой гвардии теоретиков управления, но мой собственный опыт научил меня, что мало (если они есть вообще) раз и навсегда установленных принципов управления, которые могут иметь всеобщее применение» - пишет Р. Моклер. Неспособность понять суть правильных принципов управления не может считаться основанием для утверждения об их отсутствии.
До 60-х годов ХХ считалось, что менеджер должен знать научные основы теории управления, а умение применять эти основы на практике - это есть искусство управления, т.е. менеджер должен был фактически на основе знания и понимания универсальных принципов управления в каждой ситуации с учетом ее особенностей и характеристик разработать и применить соответствующий метод и прием управления. Согласно ситуационному подходу менеджер должен проанализировать ситуацию, определить ее ситуационные переменные и на их основе выбрать тот метод управления, который разработан за него.
В оригинале данный подход называется contingency approach – вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Ситуационное управление является противоположностью стратегическому управлению, поскольку основой принятия управленческих решений при стратегическом управлении является миссия и стратегия компании, а анализ внешних факторов проводится с целью их эффективного использования для реализации стратегии. Другими словами основа решений при стратегическом управлении – внутренние цели организации. При ситуационном управлении внешние факторы побуждают и опосредуют активность менеджера и организации, а внутренние цели в этом случае являются препятствием для реализации целей инициаторов внешних для организации стимулов.
Обобщая вышеизложенное, сформулируем основные тенденции, которые за более чем 40-летнюю историю становления ситуационного подхода достаточно четко проявляются в настоящее время.
Во-первых, с точки зрения ситуационного подхода нет единой правильной теории управления и правильных принципов управления. Ситуационный подход в менеджменте в настоящее время выполняет ту же задачу, что и теория относительности в обществе – разрушает все «маяки», направляющие человека. В рамках обывательского понимания теории относительности нет ничего абсолютного, все относительно; в рамках ситуационного подхода – нет абсолютного правильного управления, все относительно ситуации.
Во-вторых, источником, определяющим и направляющим действия менеджера и организации, является ситуация, т.е. внешние факторы. В этом смысле любые внутренние основания системы являются препятствием для внешних сил, потому в ситуационном подходе востребован сотрудник-исполнитель, не имеющий внутренних целей, а потому легко управляемый.
В-третьих, поскольку количество ситуационных переменных неограниченно, а способности человека ограничены, то с целью повышения качества принимаемых решений необходимо использовать более эффективного менеджера – компьютер, который способен учесть значительно больше переменных. В этом процессе технологизации работы менеджера лишь одно препятствие – живые сотрудники. «В настоящее время имеется множество моделей, пакетов программного обеспечения и аналитических инструментов, которые пытаются свести процесс принятия решений к формулам. Как бы эти теории ни были привлекательны, трудность заключается в том, что реальность более сложна и противоречива, чем она демонстрируется в подобных моделях. За пределами математического подхода оказывается ряд небесспорных допущений, например, что принятие решений является всегда одинаковым процессом, в основе которого лежит точная информация, свободная от эмоций и предрассудков, т.е. рациональная. Реальность же заключается в том, что менеджеры принимают решения на основе комбинации интуиции, опыта и анализа. Указанный недостаток устраняет ситуационная теория, которая учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие решения ограниченно рациональными» [5, с.85].
Резюмируя, отметим, что популярность концепции ситуационного подхода связана с тем, что она выступает методологической основой внедрения принципов технократической цивилизации в деятельность менеджера. Тейлор рассматривал рабочего как продолжение машины и считал главной задачей полную синхронизацию человека с машиной, а представители ситуационного подхода рассматривают менеджера как продолжение компьютера.
Литература
1. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия/ Пер. с ит. Г.Муравьевой, Р. Хлодовского.- СПб.: Азбука-классика, 2006.
2. Доценко В.С. Пятое правило арифметики/ «Наука и жизнь», №12, 2004/ http://www.nkj.ru/archive/articles/457/?phrase_id=2920548
3. См.: Виханский О.С. Российский менеджмент: Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту: Учебное пособие для вузов Государственная академия управления имени Серго Орджоникидзе, 1997.
4. Валовой Д.В. Эволюция менеджмента: опыт зарубежных стран. – М., 1996.