Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви – гарвардский преподаватель и эксперт по теннису после публикации книги «Внутренняя игра в теннис». Слово внутренний Тимоти использовал для обозначения внутреннего состояния игроков, поскольку «оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре». Голви утверждал, что если коуч-преподаватель может помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений и наставлений со стороны коуча. Методика стала называться коучингом. Этимологически слово коучинг произошло от англ. «coach» – наставлять, тренировать, воодушевлять.
Коучинг – это современная форма наставничества. Когда наставничество «пошло в массы», само понятие профанировалось и изменилось так, что уже не отражает сути самого процесса. Это приводит к недопониманию сути коучинга и искажению смысла.
Под современным коучингом понимается некая «методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности» (У. Тимоти Голви). Новое понятие вносит и новые принципы в процесс коучинга. Для внесения ясности в суть современного «наставничества» выделим и проанализируем ряд наиболее универсальных (то есть тех, на которые опираются практически все коучи) принципов, составляющих парадигму современного коучинга.
Принципы современного коучинга
1. «Принцип здоровья»: «человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке».
Здоровый человек в полном порядке не нуждается в помощи. Следствием внутреннего порядка является равновесие, а любая система, находящаяся в равновесии столь устойчива, что ни с чем не взаимодействует.
2. «Принцип партнерства»: «клиент и коуч являются партнерами, фокусирующимися на целях клиента и его запросах, чтобы достичь больше, чем клиент мог бы сделать один. В другой версии сказано четче: ученик - не подчиненный, а руководитель, наставник же – друг».
Извращено всё. Ученик и подчиненный – категории разных сфер реальности: либо просвещение, либо работа. Ученик по определению не может быть руководителем. Тоже касается наставничества и дружбы. Такой хаос трудно комментировать. А принцип партнерства исключает иерархию и, соответственно, никто никого никуда не может вести, это просто специфический вид «тусования».
3. «Принцип знатока»: «клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент. Поэтому коуч не даёт советов!»
Русская поговорка голосит: «В своем глазу и бревна не увидать». Японская поговорка вторит ей: «Смотрящий со стороны смотрит восемью глазами». Истоки любой проблемы человека – его неосознанность; сама проблема живет именно потому, что человек не видит и не осознает ее источник. Слава Богу, что человек осознал сам факт ее наличия и обратился к коучеру. Но коуч заявляет, что клиент сам лучше него все понимает, потому в итоге клиенту придется обратиться к дедовскому методу: «ваша жена каждый день задает вам на кухне те же вопросы, которые вам будет задавать лучший психоаналитик мира за 500 долларов в час».
4. «Принцип безграничности потенциала»: «потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его».
Принцип «безграничности потенциала» хорош только в форме лозунга, но абсолютно нереализуем. Так же как в природе нет равенства, поскольку сама природа установила неравенство умов, характеров и способностей, так и возможности каждого человека ограничены не только в физическом плане, но и в интеллектуальном, и в духовном. «Люди не равны по своим свойствам»,- писал К.Э.Циолковский. Основная задача не уничтожение границ, для раскрытия безграничного потенциала, а поставить каждого на предназначенное ему Богом место. А когда человек найдет свое место в жизни, он обретет внутреннюю гармонию и получит безграничные возможности в жестко ограниченной сфере. Но это задача не коуча: «Пусть посвящение будет возвращено первосвященникам и царям, и вновь восстановится Порядок» (Алистер Кроули).
6. «Принцип ответственности»: «с коучем клиент берет на себя больше ответственности и действий».
Ответственность и осознанность – близнецы-братья. Поскольку коуч стремится к раскрытию возможностей и потенциала человека через повышения уровня его осознанности, то логично предположить, что уровень осознанности коуча выше уровня клиента. В этом случае перекладывание ответственности на клиента аналогично тому, что зрячий перекладывает ответственность на слепого: а слепой не может водить слепых без того, чтобы их не довести до пропасти. Этим добровольным принципом, коуч изначально расписывается в собственной слепоте, поскольку никто из зрячим никогда не пойдет за слепым – это противоестественно.
7. «Принцип преодоления стереотипов»: «коуч знает, как помочь руководителям и предпринимателям принимать лучшие решения, устанавливать лучшие цели, зарабатывать больше, реструктурировать свою профессиональную и личную жизнь для достижения максимума продуктивности и удовлетворенности. Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов. С коучем клиент мыслит масштабнее и завершает свои планы, благодаря профессионализму и ответственности коуча».
Уровень «масштабности мышления» человека определяется его наставником. Максимум, которого может достичь человек – это мыслить как наставник. Если коуч знает как помочь клиенту преодолеть его стереотипы, тогда он должен взять ответственность на себя, стать наставником и вести клиента. «Небо породило этот народ и сделало так, чтобы те, кто опережает в сознании, вразумляли отстающих в нем» (Мэн-цзы). Сам по себе клиент не может преодолеть инертности мышления и власти стереотипов без ведающего. «Главнейшим требованием является,… чтобы несведущий следовал за руководством разумного и был под его властью»,- пишет Платон. Итак, для реализации данного принципа коуч должен нарушить ряд принципов: партнерства, знатока и ответственности.
7. «Принцип одобрения»: «люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь».
«Хвали людей только после смерти», - учил Пифагор. Каждый обращающийся за помощью надеется услышать информацию, которая поможет ему «преодолеть стереотипы и повысить качество личной жизни, достичь максимума производительности и профессиональной удовлетворенности». Клиенту необходимо обладать недюжинным умом, чтобы в речи коуча, состоящей из одобрения, поощрения и подтверждения его мировоззрения, выудить информацию, которая поможет ему выйти из ограничений этого мировоззрения. Критика, возможно, и неприятна, но, во всяком случае, дает пищу для ума. Даже критика ради критики (тупиковая) полезнее лести, что же говорить о критике направляющей. «Вороны выклевывают глаза трупу. Льстецы – оскорбляют живых, выклевывая глаза их душ», - говорит Эпиктет.
Несколько слов о целях коучинга
Основные цели, декларируемые коучами следующие:
1. «Развитие осознанности и восприятия для раскрытия всех возможностей человека».
Осознанность категория духовная, развитие осознанности предполагает очищение души человека духом. Восприятие – категория материального мира, базирующаяся на ощущениях органов чувств человека. Одновременное движение в материальный и духовный мир невозможно: либо развитие осознанности, либо развитие восприятия. Причем развитие восприятия материального мира не ведет к «раскрытию возможностей человека».
2. «В бизнесе – это повышение профессиональной и личностной зрелости сотрудников».
Для профессиональной зрелости необходим не коуч, профессиональный преподаватель, поскольку «лучшие коучи – те, которые не знают специфики предмета». Что же касается личной зрелости сотрудника, то это процесс исключительно внутренний (подобно физическому аналогу – половому созреванию) и внешними стимулами не инициируется (тем более по собственному желанию, да еще и за деньги).
3. Анализ целей коучинга завершим наиболее общей формулировкой: «Раскрытие самого лучшего в людях и в командах для достижения ими максимума в важных для них областях деятельности и жизни».
Коучинг в чем-то схож с психологией. Психология (греч. psyche - душа и logos - учение, наука) – букв. наука о душе. Душа – понятие не научное, потому не определяемое наукой. Другими словами, психология – наука о том, что наука не рассматривает в принципе. Коучинг изначально индивидуален, но сейчас говорят о коучинге команд, компаний, партий и даже государства; коучинг предназначен для развития осознанности клиента, но при этом утверждает что клиент – наставник, ведущий, то есть более осознанный, потому и вся ответственность лежит на нем; коучинг декларирует достижение клиентом внутренней гармонии, но при этом работает с клиентом, который уже в «полном порядке»; коуч предлагает методику преодоления стереотипов мышления клиентом, но при этом утверждает, что клиент знает все лучше коуча, его потенциал безграничен и коучу остается только одобрять все его желания и прихоти, поскольку клиент «не нуждается в отрицательной оценке своих действий». Логично предположить, что если клиент решит, что наиболее важная для него область – это утверждение своего «мужского начала» путем познания бесконечного числа женщин, то только в коуче он найдет не только опору, но и подмогу, благодаря которой он окончательно преодолеет все свои стереотипы, уничтожит все мешающие границы и «достигнет максимума в важной для себя области деятельности и жизни».
Если систематизировать основные принципы и цели современного коучинга, то при формулировке знаний, качеств и навыков, необходимых профессиональному коучу, вырисовывается такой наборчик, который унижает человеческое достоинство. Поэтому те, кто вынужден решать подобную задачу, отделываются общими фразами о профессиональной и личностной зрелости коуча.
Вынужден признать – я не понял что такое коучинг, поскольку если признать все вышеприведенные комментарии истинными, то получается что коучинг – это дьявольский способ убийства души человека, а на Руси душа всегда в почете и вряд ли кто-то из отечественных коучей возьмет на себя осознанно грех душегубства даже в формирующемся обществе потребителей.
Вывод
Платная медицина – не медицина, поскольку клятва Гиппократа отступает перед шелестом бумажек из кошельков и уже не мешает вырезать здоровые органы из живых тел для тел смердящих или просто убивать, прикрываясь умным словом «эвтаназия».
Наемная армия – не армия, поскольку не служит, а работает, и как только зарплата задерживается, армия перестает воевать – так было в американской армии во время войны во Вьетнаме.
Наемный президент – не правитель: «Я не правитель, я просто работаю» – сказал Владимир Путин на пресс-конференции 1 февраля 2007 года.
Наемная церковь – не от Бога. Это только в средние века святитель Игнатий Брянчанинов мог произнести: «Нет Власти не от Бога». В наше время на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» в котором вся власть священниками отдана дьяволу: «Чем больше собственность, тем значительней власть человека над другими людьми».
На фоне всего этого хаоса, какие претензии могут быть к современному коучингу – плоду своего времени.