Школа классического правления "АВОСЬ"

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Социология управления – это отрасль социологического знания, изучающая закономерности функционирования социальных отношений, возникающих в процессе управления, а также становление и функционирование самой системы управления, сложившейся в обществе на основе его культурно-исторических традиций и особенностей.

 

В начале XX века в России появился новый термин – «менеджмент». В настоящее время во многих книгах и учебниках, посвященных управлению, понятия «управления» и «менеджмента» тожественны и взаимозаменяемы, это вносит неясность и противоречивость в выводы при анализе управленческих процессов. Английский глагол «to manage» означал «суметь, справиться, одолеть, достичь, обеспечить». Однако простой перевод на русский язык не передаст сути «духа ценностей», заложенного в слове, потому филологи и лингвисты, переводя этот термин на русский язык, перевели словом «управление», потому что и менеджер и управляющий выполняют в процессе своей деятельности одни и те же функции – планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Отличие между ними только в одном – в целях, и это определяет подход к руководству и используемые методы при выполнении одинаковых функций.

 

За последние десятилетия возникла необходимость в формировании новой парадигмы менеджмента, поскольку существующая парадигма менеджмента находится в России в состоянии кризиса. «Получилось так, - пишет О.Виханский, - что принципы управления, которые выдвигались в рамках данной парадигмы, советы по способам ведения управленческой деятельности не только перестали приводить к желаемым результатам, но даже наоборот – стали приводить к негативным последствиям. А успех все чаще способствовал тем, кто действовал в соответствии с принципами «антименеджмента»» [1].

 

Все больше ученых говорит о необходимости формирования новой парадигмы менеджмента, в частности, В.И.Маслов пишет, что «вероятно, развитие новой парадигмы управления, отвечающей требованиям формирующегося общества знаний, является важнейшей задачей ученых... Опираясь на прошлое, предстоит создать новую науку управления…» [2]. Есть ли потребность в создании новой парадигмы управления, или достаточно вспомнить хорошо забытое «старое» управление? Для того чтобы понять отличие управления и менеджмента,  рассмотрим историю их возникновения.

 

Основные принципы, составляющие теоретическую базу современной теории менеджмента, впервые были сформулированы Ф.У.Тейлором и  А.Файолем в начале XX века. Несмотря на то, что в настоящее время сформировалось несколько школ в управлении: традиционная, классическая, поведенческая, эмпирическая школа и т.д., можно выявить один источник всех современных школ менеджмента – протестантизм.

 

Родиной менеджмента являются США, ведущей религией в США является протестантизм. Абсолютное устранение веры в спасение души с помощью церкви и таинств было той решающей идеей, которая отличала кальвинизм от католичества. Протестанты видят в труде и интенсивном предпринимательстве свой долг перед Богом.

 

Ведущий догмат протестантства, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, признает тем самым эти обязанности «призванием» человека. Главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени. Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна, и она должна быть использована для подтверждения своего призвания. Нежелание работать служит симптомом отсутствия благодати.

 

Протестанты служат Богу мирскими делами, и критерием их Богоизбранности являются деньги: чем больше денег, тем эффективнее протестант реализует свое призвание и, соответственно, тем он ближе к Богу. Одной из социальных проекций протестантизма является капитализм. Этимология термина «капитализм» расшифровывается так: «капитал» (от лат. capitalis – главный) – в широком смысле – аккумулированная сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства; «изм» – истина земного мира, то есть капитализм – это общественно-экономическая формация, при которой главной ценностью является капитал. Подобно тому, как «акцентирование аскетического значения постоянной профессии служит этической идеализации современной профессиональной специализации, так провиденциальное истолкование стремления к наживе служит идеализации делового человека» [3].

 

Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как «призвания» противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Даже у протестантов богатство не является самоцелью,  стремление к богатству как самоцели – вершину порочности, а богатство как результат профессиональной деятельности – Божье благословение.

 

Протестантский образ жизни отражен в римском мифе о царе Мидасе, который попросил бога сделать так, чтобы все, к чему он прикоснется, тут же превращалось в золото: Мидас умер от голода, но в окружении золота. Протестант должен быть окружен богатством, воспользоваться которым не имеет права. Протестант не имеет права тратить деньги на себя. «Каждый пенни, который ты платишь за себя, своих дeтeй и друзей, должен быть истрачен как бы по прямому указанию свыше, чтобы твоя лукавая плоть не лишила Бога всего, что ты должен воздать Ему» [3]. В этом вся суть: то, что служит личным целям, потеряно для Бога и славы Его.

 

Итак, менеджмент – это инструмент служениям протестанта своему богу, критерием успешности служения является прибыль. Прибыль – это не актив, выраженный в виде денег или иного имущества, а финансовый результат, имеющий пассивную природу.

 

Естественно, данный менталитет чужероден отечественной культуре. Также как у менеджмента, у управления также есть духовная основа – православие. Православные – те, кто славит правь, а правь – мир светлых богов и предков [4]. И если менеджера оценивают по размеру его личного банковского счета, то по какому критерию оценить деятельность правителя?

 

Правитель – тот, кто служит миру прави. Правление – это путь служения православного правителя своим предкам. Поскольку в прави живут предки, то, что нужно предкам от правителя, или, что нужно родителям от своих детей? Главное – продолжение рода. Что нужно людям, чтобы они смогли продолжать свой род? Перечислим: материальное благополучие (внешнее богатство); физическое здоровье, душевное здоровье, духовное здоровье (внутренне богатство). При наличии этих четырех богатств семья имеет возможность и будет рожать детей и продолжать род, соответственно задача правителя – обеспечить своих подданных всеми видами богатства, а критерий его успеха – демографическая ситуация. Итак, управление – искусство поддержания порядка и пресечения хаоса с помощью власти и ритуала с целью сохранения жизни.

 

При таких принципиально различных целях, перевод слова «management» на русский словом «управление», как минимум ошибочен и ведет к непониманию источника тех проблем, которые возникают в процессе функционирования системы управления. Одно из таких непониманий связано с фактическим отождествлением управления (понимаемого как менеджмент) и экономики. Подготовка по направлению «Менеджмент» осуществляется на экономических факультетах. Предполагается, что главная цель – экономическая, потому и готовить менеджеров должны экономисты. И, несмотря на то, что ГОСы и учебные планы подготовки менеджеров и экономистов серьезно отличаются, эта позиция достаточно живуча, и для этого есть основание – развитие и распространение идей протестантизма. Людей, выбравших своим богом золотого тельца, во всем мире называли «янки» (англ. yankee). А доброжелательное отношение к ним декларировалось надписью: «Yankee, go home!». Однако этой фразы сейчас не увидеть на заборах, либо потому что все yankee уже дома, либо их дом – везде.

«Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно при всех обстоятельствах способствовало установлению буржуазного рационального с экономической точки зрения образа жизни… Пуританизм стоял у колыбели современного «экономического человека». Правда, и пуританские жизненные идеалы подчас не выдерживали натиска слишком сильных «искушений», которые, как хорошо было известно и пуританам, таило в себе богатство… Вся история уставов монашеских орденов в определенном смысле не что иное, как непрестанная борьба с секуляризирующим влиянием собственности»[3]. Культ потребления, частной собственности, денег – атрибутивные качества секуляризованного мышления менеджера. Есть ли смысл в борьбе с коррупцией в рамках существующей в России системы менеджмента на всех уровнях управления? Однако ясное понимание сути происходящих процессов в социуме, возможное только благодаря знанию реальных корней этих социальных процессов, позволит точно диагностировать источники проблем функционирования системы управления.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Управляй сердцем//Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы" №20 от 31.05.2004, стр. 1014/http://www.kommersant.ru/doc/859724

2. Маслов В.И. Концептуальные установки менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом №1' 2007/http://www.mevriz.ru/annotations/2007/1/

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – Ивано-Франковски: Ист-Вью, 2002. – 352 с.

4. Инглиизмъ//Клуб практической философии «честь и Свет»/ http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=50