Школа классического правления "АВОСЬ"

КРАТКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

Инициатором внедрения предпринимательства на Руси был Петр I. Первое распоряжение о создании торговых товариществ содержится в Указе Петра I от 27 октября 1699 г. Целью этого распоряжения было внедрение западноевропейских принципов создания предпринимательских объединений. Так называемые «компании» начала XVII века содержали в себе различные формы предпринимательских объединений: полные товарищества, артели и объединения с признаками акционерного общества. В это время не просматривается четких, структурированных видов и типов компаний, отсутствуют понятия участия и системы управления, внутренние связи хаотичны и во многом непонятны.

 

Следующий документ - Манифест императора Александра I от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выходах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» определил два вида товариществ: полное товарищество и товарищество на вере. Они могли создаваться в промышленности, в сфере торговли, страхования и перевозок. Александр I также заложил основы российского акционерного законодательства. Указом от 6 сентября 1805 года он определил такую характеристику акционерного общества, как ограниченную ответственность акционеров по обязательствам акционерного общества.

 

Первые акционерные общества создавались в России, как и в Западной Европе и США, в тех отраслях экономики, где требовались значительные капиталовложения: в страховом деле, транспорте. К началу XIX века в России осуществляло свою деятельность пять акционерных компаний: Водолазная компания (1755 – 1822), Санкт-Петербургская акционерная компания для строения кораблей (1782 – 1805); Российско – Американская компания (1799 – 1868); Беломорская торговая компания (1803); Одесская страховая контора (1806).

 

Однако предпринимательские объединения не играли значительной роли в экономической жизни России вплоть до индустриализации С.Ю.Витте, и это было обусловлено вескими объективными причинами.

 

Предпринимательские объединения – это объединения лиц либо имуществ, созданные для осуществления хозяйственной деятельности, то есть производства товаров или услуг не для личного потребления, а для реализации их иным лицам.

 

Подавляющая часть населения вплоть до XX  века проживала в деревнях, селах и весях. У всех было свое натуральное хозяйство, обеспечивающее семью всех необходимым. В первой половине XIX в. крестьянство составляло примерно 9/10 производительного населения России.

 

В 1913 году ежедневный заработок рабочего в России 90 копеек, а крестьянина 1 руб. 20 коп. (при этом 1 кг мяса стоил 12-13 копеек). «Доход на душу деревенского населения от сельского хозяйства… с 1900 по 1913 г. увеличился с 30 до 43 руб., в том числе чистый доход (т.е. за вычетом налогов, платежей за купленную и арендованную землю и т.п.) - с 22 до 33 руб.».

 

Лишь в 1893 г. в России начался экономический подъем, связанный с индустриальным производством: производство в стране выросло в 1,5 раза, а производство средств производства утроилось. Россия в начале XX века представляла собой аграрную страну с бурно растущим индустриальным сектором (Русский локомотив. Истории экономического чуда. Индустриализация в России вела постепенно к увеличению той части народа, которая, работая на промышленных предприятиях, была оторвана от земли и, соответственно, вынужденная приобретать необходимые товары в лавках.

 

Короче, вплоть до XX века большая часть населения кормилась, одевалась своим хозяйством и мало в чем нуждалась со стороны (несмотря на усиливающееся налоговое бремя). «Россия опасна мизерностью своих потребностей»,- сказал Отто фон Бисмарк. Наличие денег не было критическим фактором для выживания (в отличие от нашего времени), а товары предпринимателей были бы не востребованы.

 

Для того чтобы в чем то нуждаться, надо чего-то лишиться. В этом смысле весь современный бизнес выполняет исключительно компенсационные функции: духи понадобились во Франции, потому что французы не мылись и плохо пахли; наркотики, туризм, алкоголь популярны потому, что позволяют на время вырваться из этой тяжелой жизни; «исчезновение натуральных продуктов и появление новых лекарств создают взаимодополняющие пары» (М.М.Жванецкий).

 

Соответственно, источник предпринимательства – нужда (потребности) населения, поэтому становление предпринимательской деятельности в России  происходило параллельно с обнищанием народа.

 

Этот процесс был запущен в момент уничтожения державной формы  правления на Руси и установления государства путем прихода к власти Ивана IV Васильевича Грозного, который в 1547 году венчался на царство и впервые за всю историю Русского государства провозгласил себя царем.

 

Государство – это политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения. Возникновение государства инициировало возникновение и развитие налоговой системы. При укреплении государства народ становится все беднее, все более нуждающимся, а роль предпринимателя растет.

 

Банкротство государства, как формы правления, неминуемо приведет к банкротству и всех его составляющих подсистем, к которым относится и предпринимательство.