«Умножаются скорби у тех, кто обращается к чужим богам»
Псалом Царя Давида 15, стих 4
Широкое распространение понятия корпорация привело к тому, что в настоящее время этот термин применим к множеству экономических явлений. Выражаясь языком физики, произошла диффузия этого понятия в другие, смежные сферы. И различие в толковании понятия «корпоративное управление» зависит от темы исследования того или иного автора. Выделяют различные подходы к определению корпоративного управления.
Подход с точки зрения психологии менеджмента определяет корпоративное управление как управление, которое порождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения. Подход с точки зрения теории фирмы подразумевает совпадение понятий корпорация и организация. Например, понятие корпоративной информационной системы. Подход с точки зрения финансовой системы определяет корпоративное управление как определенные институциональные соглашения, обеспечивающие трансформацию сбережений в инвестиции и распределяющие ресурсы среди альтернативных пользователей в индустриальном секторе. Эффективный переток капитала между отраслями и сферами общества осуществляется в рамках корпораций, построенных на основе объединения банковского и промышленного капиталов. С юридической точки зрения корпоративное управление – это общее название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания и управления корпорацией, в частности касающихся прав акционеров. Однако наиболее ранний и наиболее часто употребляемый подход к корпоративному управлению заключается в защите интересов определенного круга участников корпоративных отношений (инвесторов) от неэффективной деятельности менеджеров и основывается на сущности корпоративной формы бизнеса – разделения института собственников и института управляющих [1,44].
Корпорация – это идеальная форма организации бизнеса в цивилизованном обществе, возникающая при разделении функций владения и управления. Это не организационно–правовая форма, это идеология управления компанией, реализуемая с помощью определенных принципов управления и системы управления. Определение корпорации по американскому законодательству предполагает шесть обязательных признаков или особенностей, по которым та или иная организация относится к группе корпораций: 1) статус юридического лица; 2) принцип ограниченной ответственности; 3) распределение рисков между акционерами, заемщиками и управленцами; 4) бессрочное существование; 5) свободная передача акций; 6) централизованное управление корпорацией [2,46].
Концепция корпоративного управления, в частности ОЭСР, строится на следующих четырех ключевых принципах.
• Справедливость. Система корпоративного управления должна защищать права акционеров и обеспечивать равное отношение ко всем акционерам, в том числе миноритарным и иностранным. Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав.
• Ответственность. Система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и способствовать активному сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными лицами в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчивости здоровых с финансовой точки зрения предприятий.
• Прозрачность. Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся акционерного общества, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления.
• Подотчетность. Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство обществом, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и его акционерам.
Многие национальные кодексы корпоративного управления, в том числе Кодекс ФКЦБ, были разработаны на основе Принципов ОЭСР [3, 55–56].
Все эти качественные принципы призваны обеспечить достижение главной цели, ради которой и была создана сама система корпоративного управления – защита инвестиций акционеров, не принимающих никакого участия в деятельности компании, или тотальный контроль сотрудников (начиная с Совета Директоров, топ–менеджмента и до сотрудников низшего уровня иерархии), нанятых для управления чужими деньгами («other people`s money»). Требуются определенные мероприятия по сплочению сотрудников, объединяющие их под общую, всеми разделяемую цель. Этот процесс берет свое начало в середине XX века и настоящее время идет под термином «организационная культура».
Первые работы, в которых упоминались понятия «организационная культура» или «культура фабрики», появились в начале 50–х годов XX века. Сама же проблема природы и содержания организационной культуры серьезное внимание исследователей привлекла только в конце 1970–х годов. В 1977 году Томас Дж. Питере первым проанализировал аспект символического управления с целью привлечения внимания к концепции «майнстрим» в организационной теории. Затем он совместно с Робертом Уотерменом в 1982 году продемонстрировал преимущества компаний с сильной идеологией на широких ценностных установках, что, безусловно, дало ощутимый толчок в исследовании организационной культуры. Уже через год Луис Понди с коллективом авторов выступил редактором первого системного изложения взглядов на проблемы символического управления. В том же году Линда Смирчич исследовала, как система принятых понятий развивается и поддерживается в организациях путем символических организационных процессов, а также показала, как эти понятия характеризуют общность организационной культуры и отличительные качества членов организации. Томас Серджовани и Джон Корбалли в 1984 году выпустили первый широко признанный сборник докладов на тему о перспективе организационной культуры, где четко изложили фундаментальные базовые понятия организационной культуры и перспективы символического управления. Алан Уилкинс в своих исследованиях показал, что трудно, но возможно изменить элементы организационной культуры, не разрушая уже существующие позитивные аспекты культуры. Огромную роль в разработке критериев оценки организационной культуры сыграли ассоциативно разработанные (в рамках National Institute of Standards and Technology) по инициативе Рональда Рейгана и Мэлколма Болдриджа документы, а также сами критерии, изложенные в правилах присуждения премии Malcolm Baldrige Award. Джон Коттер и Джэймс Хескет в 1992 году доказали наличие явной связи между культурой организации и ее прибыльностью. Основными показателями культуры они считали: предельное внимание к потребителям, ко всем участникам созидательного процесса, делегирование обязанностей и преданность непрерывному совершенствованию труда. В настоящее время организационная культура рассматривается как один из ключевых факторов развития и устойчивого функционирования компании на рынке.
Что же такое организационная культура. Этимология фразы «культура» достаточно проста. Культ (лат. «уход, почитание») – форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. «Ра» (др. слав.) – свет, сияние, источник жизни. Познание своего «Ра», т.е. его ведание, означается словом «вера» (Ве–Ра). Соответственно, буквально слово «культура» означает культ своего источника жизни. Чтобы разобраться в понятии «организация» обратимся также к этимологии данного слова. Слово «организация» произошло от греч. organon и означает «орудие, инструмент». Итак, организация – орудие, инструмент утверждения порядка, создаваемый для достижения заданной цели в конкретных исторических (пространственно–временных) условиях. То есть, создаваемая организация является organon (орудием) достижения каких–то целей её основателя, следовательно, для её эффективности необходимо набрать таких сотрудников, которые разделяют и принимают цели её основателя. Миссия, как предельная цель, основателя вытекает из его веры (если осознана), либо из религии (если неосознанна). Религия – это искусственное восстановление Духовной связи между людьми и Богами на основе какого–либо духовного учения. Религия – повторная связь высшего с низшим (re – повтор, лига – высшее с низшим). Религия – проекция Веры на различные народы в соответствии с уровнем их эволюционного развития (языком, нравами, обычаями и т.д.), местом, временем и обстоятельствами. Предельная задача организационной культуры – убедить сотрудников в том, что цель организации – их цель, успех организации – их успех, работа в организации – их жизнь, т.е. сделать из организации фетиш, превратить в сознании людей организацию в источник их жизни и, причем, принять они эту идею должны «свободно», поскольку только в этом случае они добровольно будут максимально использовать свой потенциал на благо компании. Соответственно, квинтэссенцией развития организационной культуры является организационная религия.
Внедрение «организационной культуры» должно, в конечном итоге, означать введение в жизнь компании совокупность религиозных ритуалов, направленных на почитание кого–то сакрального. Если этот «сакральный объект» – источник твоей жизни (т.е. предки, что коррелирует с культ-у-Ра), то и речи не может быть о чужих деньгах («other people`s money»), а раз речь идет об управлении чужими деньгами, то и культ должен быть соответствующий – чужой (например, «Золотой телец», или Культ личности (Сталин), или Культ директора компании, предоставившего вам право работать на него). Логичное развитие этого процесса должно привести к внедрению в компании не организационной культуры, а корпоративной (как «высшая» форма организации) религии (как «высшая» форма поклонения чужим Богам). «Корпоративная религия – сила, дающая полномочия. Она помогает всем в компании поверить в одно и то же» [7, 26].
В настоящее время в России эта тенденция отчетливо прослеживается под понятием «лояльность сотрудника». Но лояльности может быть достаточно в малом и, в лучшем случае, в среднем бизнесе, в крупных (сильных) компаниях лояльность уже недостаточна, важна преданность.
Принципиального отличия корпоративных религий от религий традиционных нет, разница между ними состоит лишь в степени посвящения и профанации. Чем более профанирируются (профанация – лишение смысла, лишение святости) религиозные ценности религиозной организацией, чем ближе они к мирской, и, наоборот. Корпоративная паства отбирается и натаскивается таким образом, чтобы наиболее эффективно служить задачам компании: выживает самый верующий. Следствием системы культивации эффективности могут оказаться фанатики, взрывающие в свободное от работы время склады конкурентов–неверных. Ведь, как сказано в заповедях «Пятерочки», цель должна быть достигнута любой ценой.
В этом смысле очень показательно событие, произошедшее в 2007 году, когда аудиторская компания «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», российская дочка PricewaterhouseCoopers (PWC), отказалась представить в суд документы, сославшись на статью 51 Конституции России, которая позволяет гражданам не свидетельствовать против себя и близких родственников. Юристы называют практику обращения компании к 51 статье Конституции беспрецедентным событием [8].
«Корпоративная религия – это целостная концепция, согласно которой компания выбирает «духовный» менеджмент. Забудьте про упражнения с цифрами и внутреннюю бухгалтерию. Цифры и бюджеты приведут вас в никуда. Что способствует успеху, так это философия компаний, отчетливо сформулированная «духовным» руководством. Именно она побуждает покупателей заинтересоваться качественными, эмоциональными ценностями брэндов» [7, 23]. В этом контексте естественно появление термина «гламур»[1], и гламуроемкость товара зависит от его принадлежности к «большой пятерке»: роскошь, экзотика, эротика, розовое, блондинистое. Создаваемая виртуальная экономика, где объектом производства и потребления все больше становится симуля́кр[2], требует такого качества сотрудников, которые поставят свою жизнь на служение чужим богам, а свои тела превратят в суррогаты (по аналогии с фильмом «Суррогаты»). «Возможно, лучшая аттестация работника – он верит в компанию. После этого можно тратить время на оценку его навыков» [7,26]. При выборе между профессионалом и преданным сомнений нет, выбор только преданного.
Современная цивилизация строится на протестантизме, где успехи в мирской жизни являются критерием богоизбранности, и чем больше у человека денег, тем он ближе к Богу. Именно эта религия является духовной основой возникновения цивилизации – системы паразитирования меньшинства на большинстве и, собственно, глобальных корпораций, поскольку не могут все быть одинаково близки к этому Богу.
Так проповедует Бенджамин Франклин образ жизни под символом веры янки, и его проповедь очень близка «образу американской культуры» Фердинанда Кюрнбергера, вряд ли кто–либо усомнится в том, что эти строки пропитаны именно духом капитализма: «Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен – если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов.
Помни, что кредит – деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.
Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного ее члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов.
Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны… Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, теряет 5 шиллингов и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял 5 шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги в дело, – что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму» [4, 32–33]. Идеал этой идеологии – кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Суть дела заключается в том, что здесь проповедуются не просто правила житейского поведения, а излагается своеобразная «этика», отступление от которой рассматривается не только как глупость, но и как своего рода нарушение долга. Зарабатывание денег становится целью жизни, способом служения богу в миру.
Воззрения представителей классической экономической школы сводились к тому, что приведение в систему целей экономических агентов, их интересов и условий деятельности осуществляет «невидимая рука» рынка (невидимая рука – идеология протестантизма). А. Смит писал, что «каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [5, 332]. «Мы обязаны призывать всех христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сберегали все, что можно, то есть стремились к богатству» [4, 59]. Кстати, цель оправдывает средства и «кальвинизм, писал академик С.Д.Сказкин, оправдывает ростовщический капитал и считает рабство вполне допустимым с религиозной точки зрения» [4, 262].
Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия – бездействие и плотские утехи – и прежде всего ослабление стремления к «святой жизни». И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения. Ибо «вечный покой» ждет «святых» в потустороннем мире, в земной жизни человеку, для того чтобы увериться в своем спасении, должно делать дела пославшего его, доколе есть день. Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его. Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени. Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна, и она должна быть использована для «подтверждения» своего призвания. Трата этого времени на светские развлечения, «пустую болтовню», роскошь, даже не превышающий необходимое время сон – не более шести, в крайнем случае, восьми часов – морально совершенно недопустима [4, 155]. Развивают эту же жизненную идеологию авторы книги «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем и Йонас Ридерстралле: «Герой нашего времени – это стаминак, человек, который, похоже, никогда не спит. Недавно Билл Гейтс, который в последнее время утверждает, что у него появилась возможность отдохнуть, сказал: «Иногда я работаю по 14 часов в день, но в основном выходит не больше 12 часов. В выходные я редко работаю больше восьми часов». Средний американец сегодня работает на 25 процентов больше, чем в начале 1970–х. Так что не только Билл Гейтс трудится с угрозой для собственного здоровья. Работать, как сумасшедший – это одна из возможных реакций на этот мир фанка… Если это так, то, в конце концов, выживут только те, у кого нет потребности в сне…» [6, 146]. На самом деле это не так: протестантским обществом востребованы те, кто не имеет потребности не только во сне, но и в еде (переходный этап – питание fast–food), кого не отвлекает от работы семья (переходный этап – стиральные, посудомоечные машины и т.п.), кто не нуждается в отпуске и больничном (переходный этап – трансгенный человек), т.е. не человек, а робот. Массовый выпуск на рынок роботов компанией «Анроидные роботы» планируется с 2012 года. В планируемом обществе будущего не будет необходимости в организационной культуре и, тем более, в корпоративной религии, поскольку источник жизини у андроидов – конвеер, но пока в компаниях работают люди, необходимо стремиться использовать их потенциал и возможности по максимуму.
Идея корпораций – набрать паству (современное название – персонал), вовлечь человека в исполнение ритуалов, приносящих руководству прибыль, а исполнителю – простое человеческое счастье в виде религиозного экстаза. Пример субботних мероприятий в компании Advanced Metal Construction, производящей посуду, электроплиты и т.п. «В 10 утра съезжаются «партнеры», и начинается шоу. Выходит Глава. Звучит Гимн Компании. Все встают и поют. У некоторых на глазах слезы. По окончании гимна обнимаются с соседями. Затем Глава в течение получаса рассказывает «о том, как хорошо работать в нашей компании». Это надо видеть и слышать: человек беснуется, кричит, срывается на хрип и визг, заламывает руки, каждый логический блок завершает криком «АМС!!! АМС!!! АМС!!!». К середине речи вместе с ним кричит уже весь зал. Если в компании за прошедшую неделю появился новый продукт, его помпезно выносят на Бархатной подушке и ставят на столик. За этим следует тишина, все с горящими глазами рассматривают это Чудо, затем начинается шепот, переходящий в гул и крики: «Я хочу это! Я хочу это! Я! ХОЧУ! ЭТО!». Затем выходят «региональные Партнеры» и хвастаются, кто сколько продал. Рассказывают на сцене, подпрыгивая и плача. На перерыв люди выходят со слезами на глазах… На собраниях час–полтора кричат: «Деньги! Деньги! Деньги! Цель! Цель! Цель! Я – буду – МИЛЛИАРДЕРОМ!!! Я СДЕЛАЮ ВСЕ!!!» [9].
Иллюстрацией также может служить постановка работы в фирме ресторанов быстрого обслуживания Chick Fil A; с молитвы там начинаются все общие собрания. Менеджеры не жалеют похвал в адрес прочных браков своих сотрудников, и все предприятия компании закрыты по воскресеньям. Вице–президент фирмы Тим Тассопулос говорит, что цель компании – «славить Господа»: «Я уверен в том, что моя деятельность является выражением высших ценностей» [10]. Подобная философия отражает усиливающуюся тенденцию в американском бизнесе. Другая сеть ресторанов быстрого обслуживания In and Out Burger печатает стихи из Библии на бумажных стаканчиках. Такие крупные концерны как Ford, AOL, American Airlines и Intel поддерживают религиозные объединения среди сотрудников.
Идеальный пример успешного функционирования корпоративной религии – компания «Microsoft», которая завоевала абсолютную власть над потребительскими душами, в том числе потому, что бренд овладел в той же степени внутренним персоналом. И тогда уже, эта одержимость начинает распространяться на все более широкие массы потребителей.
После развала СССР идеология американского образа жизни, строимого на основе протестантизма, охватила всю бывшую территорию Союза и «сближение» с США сопровождалось расширением влияние протестантских церквей различного направления, занимающих господствующее положение в религиозной жизни американского общества.
Из российских примеров можно привести «Пятерочку» – один из наиболее удачных отечественных опытов по применению принципов корпоративной религии. Всплывший в Интернете «паспорт Партнера» – вполне традиционный мотивационный инструмент, не более скандальный, чем партбилет. Благородного бордового цвета, он является квинтэссенцией видения «Пятерочкой» ее миссии и выдается только проверенным сотрудникам. Основные принципы, изложенные в паспорте: «Мы – Партнеры по достижению Цели: создать самую эффективную сбытовую сеть в мире… Все наши способности подчинены целям Компании… Мы избраны для реализации этой великой Цели… Быть Партнером Компании чрезвычайно почетно. Само членство в коллективе компании доказывает высокий статус человека в обществе, городе, России. Такого коллектива больше не будет, потому что он уникален… Цель должны быть достигнута любой ценой… Наш коллектив обладает внутренним знанием… Его нельзя раскрывать врагам». На фронтисписе паспорта золотом переливаются два слова: Memento Finis (Помни о цели). Кроме «Пятерочки» можно добавить еще ряд отечественных компаний, список которых постоянно растет, согласившиеся с утверждением американских гуру менеджмента о том, что с 80–х годов XX века организационная культура становится ключевым фактором успех коммерческих организаций, которые в свою очередь являются просто внешними структурными подразделениями протестантской церкви в миру. Но все развивается и на современном этапе требуются более преданные рабы Бога, как среди сотрудников, так и среди директоров. Что, в свою очередь, требует распространения правил поведения сотрудника не только на рабочее время, но на жизнь вне компании.
Проекцией описанного выше отношения к жизни протестантов являются распространяемые в компаниях положения, охватывающие как стиль одежды (dress–code) на работе, так и образ мыслей и действий вне работы. Объявления о вакансиях в недавнее время в российских СМИ, включающее как одно из требований к кандидатам – «не участвовавшим в митингах протеста против В.В.Путина» – являются одним из проявлений этой тенденции.
«Белым воротничкам» мозги промывают по полной программе. Каждому выдают «Свод правил жизни»… Например: «Помните, что придумать ничего нового вы не в состоянии. Все придумано до вас». Дальше: «Сотрудник компании должен выполнять свой супружеский долг раз в неделю, но не чаще – это влияет на трудоспособность» [9]. Выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Неизбежным следствием этого были представление о религиозном значении мирского будничного труда и создание менеджерами корпоративной религии: «выполнение мирских обязанностей служит при любых обстоятельствах единственным средством быть угодным Богу» [4, 89].
Как безгранично далека эта концепция от глубокой ненависти, с которой созерцательно настроенный Паскаль отвергал всякую положительную оценку мирской деятельности, будучи глубоко убежден в том, что в основе ее может лежать лишь суетность или лукавство. «И еще более чужда она тому утилитарному приспособлению к миру, которое характеризует пробабилизм иезуитов. Однако как следует конкретно представлять себе практическое значение этой протестантской идеи, нами обычно лишь смутно ощущается, но отчетливо не осознается» [4, 58–59]. Прошло около 100 лет и, несмотря на то, что уже целые социальные институты созданы на базе протестантской идеологии и успешно развиваются в России, к которым относится и корпорации, наблюдая практическое воплощение этих идей, сказать, что мы осознали суть происходящих процессов, преждевременно. Изменить ценности народа в одночасье не получится, и даже там, где ценности янки вроде бы победили, они очень неустойчивы. Какие усилия потребовались «Пятерочке» чтобы реализовать свой корпоративно–религиозный удачный проект, который принес свои плоды? Почему его не развить дальше для получения еще большего финансового успеха, где эти паспорта и гимны, да и зачем их прятать?
«Можно очень часто видеть, что народы меняют элементы своей цивилизации, принимают новые религии, новые языки, новые учреждения. Одни оставляют свои многовековые верования, чтобы перейти в христианство, буддизм или ислам; другие преобразовывают свой язык; третьи, наконец, коренным образом изменяют свои учреждения и искусство. Даже кажется, что достаточно какого–нибудь завоевателя или апостола, или даже простого каприза, чтобы очень легко производить подобные перемены. Но, рассказывая нам про эти резкие перевороты, история исполняет только обычное свое дело: создавать и распространять в продолжение многих лет заблуждения. Когда изучаешь ближе все эти мнимые перемены, то замечаешь скоро, что легко меняются только названия вещей, между тем как сущности, скрывающиеся за этими словами, продолжают жить и изменяются только крайне медленно» [11, 36].
Литература
1.Черезов, А.В. Корпорации. Корпоративное управление/ А.В.Черезов. – М.: Экономика, 2006. – 478 с.
2. Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. Т. 1: Часть I. Введение в корпоративное управление, 2004. – 93 с.