Школа классического правления "АВОСЬ"

КЕЙС-МЕТОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ: PRO И CONTRA

 

Метод кейсов (англ. case method, case-study), метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа – обучение, использующее описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации [3-5]. В настоящее время  рассмотрение и изучение случаев из практики (кейсов) входит в программу обучения практически по всем современным академическим дисциплинам по направлениям подготовки в области общественных наук.

 

Метод был впервые применён в Harvard Business School в 1924 году, после того как преподаватели  на основе интервью с ведущими практиками бизнеса написали подробные отчёты об их деятельности. Затем слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулся менеджмент в своей текущей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Таким образом, ядром кейс-методик являются три элемента: ситуационный подход, эмпирическая основа, коллегиальность в принятии управленческого решения.

 

Ситуационный подход утверждает, что пригодность и эффективность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управления. Поэтому наиболее эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует ее контексту. В оригинале данный подход называется contingency approach – вероятностный,  зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.

 

Наибольшее развитие ситуационный подход получил в конце 60-х годов, при этом он не является «новым» в управленческой теории. Еще в исследованиях М.П.Фоллетт в 1920-е гг. был выявлен  закон ситуации, требующий различных знаний. С ситуационным подходом напрямую связано «эмпирическое видение». Эмпиризм (от др.греч. έμπειρία – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпирическая школа менеджмента с 1980-х гг. имеет прагматическую ориентацию, преимущественно описательно изучая практику управления с целью обоснования рекомендаций для практики. Видными представителями этой школы являются П. Друкер, Р.Дэвис, А. Слоун мл.,  А. Чандлер, У. Ньюмен и др. Суть школы – описание различных управленческих ситуаций, процессов и результатов принятия решения менеджерами с целью трансляции успешного опыта.

 

Проблема применения эмпирических решений в том, что в принципе не бывает одинаковых ситуаций: еще Гераклит отметил, что «солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое» или «в одну реку нельзя войти дважды» [2]. Даже сокращение числа ситуационных переменных при сравнении ситуаций с целью «уравнять» их, не ведет гарантированно к тому же положительному результату, что у ситуации-прототипа. Для решения этой проблемы вводится коллегиальность в принятие управленческого решения, которая должна исключить случайности и ошибки в принимаемых решениях, учесть интересы всех заинтересованных сторон, помочь внедрить опыт и передовые знания и т.п.

 

Специальное создание (моделирование) ситуаций в учебном процессе необходимо, т.к. студенты-менеджеры в процессе обучения, в том числе и производственных практик, не могут получить практические навыки управления, например, участвовать в управлении персоналом, корпоративном управлении, осуществлять другие функции менеджмента. Кейс-метод предоставляет возможность получения соответствующих компетенций, поэтому основным результатом его применения в обучении являются приобретаемые профессиональные навыки. Так, например, к компетенциям по направлению «Менеджмент» (уровень бакалавриата) [1] относятся способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6); владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3); способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5) и другие.

Кейс-метод – методически организованный процесс анализа конкретных хозяйственных ситуаций (ситуационный анализ), направленный на формирование навыков менеджера. Отличительной характеристикой метода является возможность переносить акцент преподавания не на овладение готовым знанием, а на его выработку, формирование неявного знания, на сотворчество студентов и преподавателей [4, 5]. В свою очередь, это требует формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способности к обучению и переработке больших объемов информации, умения анализировать причинно-следственные связи и способности формировать конечный результат, нацеленный на будущее.

 

Главная отличительная черта учебных кейсов – их аналитическая направленность. По мнению Дж. Андерсона, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев [6]: достаточного объёма первичных и статистических данных; участия топ-менеджеров компании в разработке кейса; наличия захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения. При этом, по мнению автора, знания законов и принципов организации и управления не требуется, достаточно собранных статистических данных, которые экстраполируются. Базовые характеристики кейса как учебно-методического материала [3]: ориентация на конкретную ситуацию; понятное выражение того, зачем написан кейс; достоверность фактов; проблемный характер ситуации; приближенность к реальной работе менеджера; увлекательность изложения; недопустимость прямого авторского комментария; учет межфункциональных аспектов деятельности организации; временной аспект описания ситуации; необходимое количество информации. Задачи кейс-метода [5]: развивать аналитические способности менеджеров, развивать навыки принятия управленческих решений, преодолеть «разрыв» между теорией и практикой при погружении в производственную ситуацию, выработка отдельных навыков как неформализованного знания, умение работать в команде.

 

Авторами обоснована специфика применения кейс-метода в обучении горному менеджменту, которая связана с уникальностью горных компаний как объектов управления. К особым признакам относятся: сложная организационная структура управления; многостадийные производственные процессы; высокая квалификация персонала; активное применение инноваций; система корпоративного управления; транснациональный характер деятельности; система документационного обеспечения управления и деловых коммуникаций; изменчивость внешней среды и готовность к разработке реактивной и проактивной стратегий, что расширяет границы типичности компаний  и требует особого подхода к каждой компании.

 

Авторами выявлены некоторые преимущества и недостатки кейс-метода на основании интервью со студентами, закончившими магистратуру в российском и зарубежном вузах. С одной стороны, ситуационный подход в кейс-методе позволяет на примере конкретной ситуации рассмотреть действие общепринятых законов, научиться применять конкретные научные методы и т.д. При этом основным недостатком, по мнению многих, является то, что кейс позволяет понять как решать конкретную проблему/ситуацию, все характеристики которой не могут повториться в том же виде. Соответственно, требуются усилия по выработке знания и его адаптации для другой ситуации. Во-вторых, кейсы могут быть индивидуальными и групповыми,  предназначены для различных задач. В случае индивидуальных кейсов больше раскрывается потенциал студента, как он подходит к решению задач (аналитический склад ума, системное мышление и т.д.), обоснованность выводов, способность к принятию решения и формулирования точки зрения и т.д. В случае групповых кейсов чрезвычайно важна командная работа, которая позволяет проанализировать, насколько студент способен к командной работе и нацелен на общий результат.

 

Разработаны авторские предложения к решению организационно-методических проблем при применении кейс-метода:

1. Преподаватель должен полностью контролировать процесс освоения дисциплины, т.е., читать лекции и вести практические занятия.

2. Проблемы верифицируемости полученных результатов могут решаться при участии представителей компаний в разработке и обсуждении результатов кейса, что существенно активизирует работу, поскольку сразу дает квалифицированную оценку полученным при решении результатам.

3. Кейсы позволяют повысить ответственность студентов, поскольку должны быть соблюдены сроки выполнения задания.

4. В бакалавриате кейс-метод следует применять с учетом соревнования между группами студентов, в форме мини-кейсов, трансформируя их в деловые ситуации и деловые игры. Поскольку ступень бакалавриата – первая ступень высшего образования, то решение о выборе профессии не всегда является окончательным, вследствие чего кейс-метод может повысить заинтересованность и мотивированность студентов.

5. Особую значимость имеет применение кейс-метода для подготовки магистров. Поскольку у магистров более сильная мотивация к конкретным программам обучения, имеется некоторый производственный опыт (полученный на практике, например), более осмысленное отношение к будущей профессии, то целесообразно применять средние по формату кейсы.

6. При использовании полноформатных кейсов (объемом 30-50 страниц)  необходимо выделять на их решение 8 и более часов, а также время на самостоятельный поиск информации.

7. Для системного изучения дисциплин и понимания междисциплинарных связей возможно применение комплексных кейсов, в которых рассматриваются разные проблемы менеджмента. Применение таких кейсов возможно в рамках практик (бакалавриат по менеджменту более 50 зачетных единиц) [1] и далее трансформировать в виртуальную компанию. В комплексных кейсах можно делить кейс на части (отдельные аспекты по разным дисциплинам), при этом требуется подготовка преподавателей для работы с кейсами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41028).

2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://philosophiya.ru]. (Дата обращения 05.10.2016).

3. Гладких И.В.  Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета, 2005, сер. 8, вып. 2 (№ 16). С. 169-194.

4. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. /Под ред. Ю.П. Сурмина. Киев, Центр инноваций и развития, 2002.

5. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. CПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013.

6. The European Case Clearing House. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.thecasecentre.org/main]. (Дата обращения 1.10. 2016).