Основные принципы, составляющие базу современной теории управления, впервые были сформулированы Ф.У.Тейлором, Г.Фордом и А.Файолем. 1885 год можно считать годом рождения современной парадигмы управления. Несмотря на то, что в настоящее время сформировалось несколько школ и подходов в управлении: классическая школа, поведенческая школа, научная школа управления, процессный подход, системный подход, жизнециклический подход, социально-психиологический подход, проектный подход, маркетинговый подход и т.д., можно выявить тот основополагающий принцип, который является источником всех современных школ управления - отрицание Бога.
Эпоха Возрождения "подарила" нам гуманизм и "освободила" нас от Бога. Человек был поставлен в центр Вселенной, а Бог вышвырнут на периферию. Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное. "Все остальное" - это та или иная ограниченная часть Бога, претендующая на <самость> [1]. Поставив какую-то <самость> на место Бога, получаем соответствующее направление в науке управления (например, закон - школа легистов, человека - школа "человеческих отношений", социальную систему - школа "социальных систем", опыт - эмпирическая школа, время - школа тайм-менеджмента и т.п.).
Человеческое общество существовало долго и глупо предполагать, что оно не управлялось или управлялось стихийно вплоть до 1885 года. Для раскрытия современной парадигмы управления хочется выдвинуть гипотезу, противоположную материалистическому взгляду развития человеческого общества (от обезьяны, поедающей мамонта, до Homo sapiens за компьютером): в древности существовал развитый социум, который управлялся совершенными людьми. Данный социум строился на принципах веры в Бога и жесткой иерархии. Цель общества - духовное развитие человека, потому все принципы и формы социальных отношений строились на основе авторитарной системы управления и каждый человек занимал то место, которое соответствовало его духовному развитию. В принципе, более менее похожую систему управления в настоящее время можно встретить в армии: авторитарная система управления естественна в тех социальных институтах, где цель данного института ясна и принимается без обсуждений каждым его членом. Задача армии - защита Родины - ясна и солдату и главнокомандующему. В древнем социуме функция управления реализовывалась совершенными людьми, которые правили обществом от имени Бога, поскольку уже не имели личных желаний и выступали в роли "трансляторов".
Эпоха Возрождения принесла свои плоды в виде анархии, равенства, демократии, свободы слова, материализма и т.п., которые явились логическим следствием гуманизма и легли в основу современной парадигмы управления. Лишение человечества единой, признаваемой ранее всеми, цели - духовного развития, привело к уничтожению единой иерархии, анархии и иллюзорному <равенству>. Власть от Бога перешла к человеку и ключевым принципом современного управления стала демократия, т.е. власть человека [2]. Принцип свободы слова позволяет каждому, независимо от внутреннего развития, высказывать свое мнение по каждому вопросу, что было непозволительно в древнем государстве: <Рассуждение низких людей о высоких вещах и делах управления есть преступление> (Конфуций). Принцип материализма превратил социум в <общество потребителей>. Принцип равенства всех <уравнял> и лишил критерия выбора лидера. В итоге функция управления в условиях гуманизма и демократии практически нереализуема, поскольку духовно развитие люди в принципе не способны перегрызть другому глотку в борьбе за власть, а те, кто способен и делает это, следуя завету "человек человеку волк", в принципе не способны к управлению.
Таким образом, современная наука управления - это некий компенсационный механизм, позволяющий сократить ущерб, вызванный разрушением всех основных принципов эффективного управления и, прежде всего, секуляризацией общества.