Школа классического правления "АВОСЬ"

ИСТОЧНИК ОШИБОЧНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Всякое искусство есть власть и сила в той области, где оно применяется. Следовательно, любое искусство имеет в виду пригодное не сильнейшему, а слабейшему, которым оно руководит (врачевание рассматривает не то, что пригодно врачу, а то, что пригодно телу пациента; верховая езда – то, что пригодно не наезднику, а для коней; и любое другое искусство – не то, что ему самому пригодно, а то, что пригодно его предмету). Значит, врач – поскольку он врач – вовсе не имеет в виду и не предписывает то, что пригодно врачу, а только лишь то, что пригодно больному. В точном смысле этого слова врач не стяжатель денег, а целитель тел. Так же и кормчий в подлинном смысле слова управитель гребцов, но не гребец, значит, такой кормчий, он же и управитель, будет иметь в виду и предписывать не то, что пригодно кормчему, а то, что полезно гребцу, то есть тому, кто его слушает. Следовательно, и всякий кто чем-либо управляет, никогда не имеет в виду и не предписывает того, что пригодно ему самому, но только то, что пригодно его подчиненному, для которого он и правит. Что бы он не говорил и что бы не делал, всегда он смотрит, что пригодно и что подходит подчиненному.

 

Те, кто правят государствами – подлинные правители – правят не по доброй воле. Никто не хочет править добровольно, поскольку от их правления будет польза не им самим, а их подчиненным, никто не захочет править добровольно и заниматься исправлением чужих пороков. Вот почему для приступающих к правлению должно существовать вознаграждение – деньги либо почет или же наказание для отказывающихся управлять.

 

Достойные люди не соглашаются управлять – ни за деньги, ни ради почета: они не хотят прозываться ни наемниками, открыто получая вознаграждение за управление, ни ворами, тайно пользуясь его выгодами; в свою очередь и почет их не привлекает – ведь они не тщеславны. Чтобы они согласились управлять, надо обязать их к этому и применять наказания. Вот, пожалуй, причина, почему считается постыдным добровольно домогаться власти, не дожидаясь необходимости. А самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда ты сам не согласился управлять. «Мне кажется именно из опасения такого наказания порядочные люди и управляют, когда стоят у власти: они приступают тогда к управлению не потому, что идут на что-то хорошее и находят в этом удовлетворение, но по необходимости, не имея возможности поручить это дело кому-нибудь, кто лучше их или им подобен»[1].

 

Управление и философия – разные грани одного процесса. Цель управления – сохранение и поддержание жизни, что возможно только с помощью философии, которая означает образное, целостное восприятие реальности. Аристотель определял философию как науку принципов и первопричин. Декарт считал, что философия есть наука принципов, т.е. всего того, что есть наиболее возвышенного во всех науках.

 

«Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света правильное государственное устройство»[2].

 

Для большинства бесполезны люди, выдающиеся в философии. Но в бесполезности этой нужно винить тех, кто не находит им никакого применения, а не этих выдающихся людей. Ведь неестественно, чтобы кормчий просил матросов подчиняться ему; врач просил больного лечиться; повар настаивал на том, чтобы голодный покушал или чтобы мудрецы обивали пороги богачей. Естественно как раз обратное: будь то богач или бедняк, но если он заболел, ему необходимо обратиться к врачам; а всякий, кто нуждается в подчинении, должен обратиться к тому, кто умеет править. Не дело правителя просить, чтобы подданные подчинялись ему, если только он действительно на что-то годиться. Где всего менее стремятся к власти те, кому предстоит править, там государство управляется лучше всего и распри отсутствуют полностью; где же все рвутся к власти, там хаос, распри и раздор. «Не ищи мудрого ни при дворе царей, ни в народных собраниях: ищи его в его доме»[3].

 

«Основа всех грехов – самоугодие»[4]. Основа всех ошибок – личная заинтересованность, соответственно, тот, кто далек от философии и целостного образного понимания жизни, желает править, ищет личную выгоду (стремится к деньгам либо почету), заставляет других подчиняться ему – тот в принципе принимает всегда ошибочные управленческие решения, потому что, по сути, не является управляющим.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Платон Государство.- СПб.: Наука, 2005. С. 324

[2] Платон Государство.- СПб.: Наука, 2005. С.267

[3] Пифагоровы законы и нравственные правила. Афоризмы Эпиктета.- М.: ОЛМА-Пресс, 2000. С.129

[4] Святитель Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?- М.: Изд-во «Отчий дом», 2006. С.96