Школа классического правления "АВОСЬ"

ГЛАМУР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

В условиях кризиса современной западной парадигмы менеджмента в России появляются различные школы, предлагающие новую методологию менеджмента, одно из таких новейших предложений – эмоциональный менеджмент, основанный на эмоциональном интеллекте (emotional intelligence).

Понятие «эмоционального интеллекта» было введено в 1990 году Джоном Мэйером и Питером Сэлоуэй. Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.

 

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план. Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы. Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны человеческой личности.

 

Определений понятия «эмоциональный интеллект» столько же, сколько и ученых, занимающихся его изучением. Дэниэл Гоулман определяет эмоциональный интеллект как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими» [1]. Сэлоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов» [5]. Клинический физиолог Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ» (emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, введенное в 1985 году), определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды» [3].

 

Конструкт «эмоциональный интеллект» принимает самые многообразные формы и содержание в зависимости от взглядов исследователей. И все же можно выделить две общие альтернативные модели эмоционального интеллекта. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания (примером смешанной модели является концепция Р. Бар-Она, Д. Гоулмана). К моделям способностей относится концепция эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мэйером, Д. Карусо и П. Сэлоуэйем. Они определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания, и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития.

 

С целью популяризации нового подхода публикуется информация об экономической эффективности его использования:

 

1. Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто получил результат выше среднего по девяти и более компетенциям, принесли компании за год на 1,2 млн долл. дохода, чем остальные (на 139%) (Boyatzis, 1999).

Руководители компаний в Европе и США включают эмоциональную компетентность в первую пятерку необходимых им навыков (по данным исследования Deloitte).

 

2. Исследование Центра Креативного Лидерства показало, что одной из главных причин провалов топ-менеджеров является недостаток эмоциональной компетентности. Три основные причины: неспособность работать в стрессовой ситуации, работать в команде и грамотно выстраивать межличностные отношения. После того, как супервизоры на одном из заводов прошли обучение эмоциональной компетентности, в частности, научились внимательно слушать и помогать сотрудникам справляться самостоятельно со своими проблемами, время простоя снизилось на 50%, количество официальных жалоб сократилось в среднем с 15 до 3 в год, а доход завода превысил планируемый на 250 000 долл. (Pesuric & Byham, 1996). На другом заводе супервизоры прошли аналогичное обучение, что позволило увеличить производительность на 17%. У контрольной группы супервизоров, которые не проходили обучение, роста производительности отмечено не было (Porras & Anderson, 1981).

 

3. О влиянии эмоциональной компетентности на эффективность управления компанией высказываются как топ-менеджеры крупных компаний, так и представители современной американской науки:

«Эмоциональная компетентность – это единственное качество личности, которое каждый из нас должен развивать и достигать, если хочет испытать ощущение прорыва. Только управляя нашими эмоциями, мы можем эффективно использовать наш интеллект и технические навыки. В частности, эмоционально компетентный человек лучше работает под давлением». Дэйв Ленник, Вице-Президент American Express

 

«Единственный путь создания прибыли – это привлечение эмоциональных, а не рациональных сотрудников и клиентов, это апелляция к их чувствам и фантазиям». Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале [8].

 

«Эмоциональная задача для лидера является первичной, лучше даже сказать первостепенной, так как это не только основная, но и наиболее важная сторона лидерства. Лидерство всегда имеет эмоциональную первооснову». Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки [1].

 

И, наконец, по данным исследования Гарвардского университета, эффективность руководителя на 15% определяется его интеллектом, а на 85% эмоциональной компетентностью (EQ).

 

Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что менеджеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, эмоциональной средой организации и использовать потенциал эмоций сотрудников компании для повышения эффективности деятельности организации.

 

Эмоциональная среда организации – это эмоции сотрудников и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Менеджмент может регулировать и использовать энергию, ценность, информативность и мотивирующий потенциал эмоций для повышения эффективности работы сотрудников. Это и называется эмоциональным менеджментом. Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения и эффективно управлять на основе рационального использования внешне неупорядоченных сигналов эмоциональной среды. Итак, эмоциональный менеджмент - управление эмоциональными ресурсами организации с целью повышения ее эффективности.

 

Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

 

Предложенный в качестве альтернативы IQ коэффициент эмоционального интеллекта EQ, по мнению сторонников теории эмоционального интеллекта, достоверно предсказывает успех людей и в будущем полностью заменит измерение интеллекта в образовании, в диагностике и коррекции психопатологии, при приеме на работу, обучении и аттестации сотрудников.

 

Этот подход продвигается вопреки традиционным взглядам на природу эмоций и их взаимоотношения с интеллектом. Определимся с понятием эмоции, как ключевым понятием эмоционального менеджмента. Слово «эмоция» происходит от латинского «emoveo», что означает «волновать, потрясать, колебать». Применительно к психологической области это слово стало употребляться в значении «душевное волнение». В психологическом словаре К. К. Платонова дается следующее определение: «Эмоции - особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и формируемая в ее онтогенезе форма психического отражения, свойственная не только человеку, но и животным, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях; она есть отражение не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма».

 

Понятие «эмоция» следует отличать от понятия «чувство», означающего более сложную форму психического отражения, в которой эмоции являются составной частью. «Вследствие огромного количества чрезвычайно разнообразных чувств, классификация их встречает большие трудности… Более правильно подразделять чувства на низшие (связанные с физическими переживаниями, с органическими ощущениями) и высшие (связанные с более значительными душевными или духовными состояниями). Последние, т.е. высшие чувства, часто называют чувствования… Эмоции – чувства, сопровождающиеся какими-нибудь внешними телесными проявлениями. Наиболее сильные эмоции, которые охватывают все сознание, – называются аффектами»,- профессор И.М.Андреевъ (лекции по психологии, Санкт-Петербургский университет, 1913 год).

 

Эмоции – это не просто отражения деятельности нашего ума и сознания, а виды физической энергии, сосредоточенной в разных органах, поэтому мы можем эффективно управлять эмоциями, научившись управлять энергией этих органов. Наши внутренние органы – родители, а органы чувств – дети. В древних трактатах приводятся соответствие между органами человеческого тела и чувствами. Например, сердцу соответствуют следующие чувства - любовь, радость, сочувствие, ненависть и нетерпение; селезенке – открытость, радушие, беспокойство; легким – отвага, печаль, депрессия; почкам – мягкость, нежность, спокойствие, страх; печени – доброта, великодушие, злоба.

 

Концепция эмоционального интеллекта, первая и, пока еще, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман описывает, как миндалевидное тело – эмоциональный центр мозга – оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.

 

Традиционный взгляд на эмоции противопоставляет их разуму, рассматривая их как препятствие логическому и обоснованному принятию решений. Эмоции ведут к разрушению чистого мышления, поскольку эмоции хаотичны и неуправляемы.

 

В концепции эмоционального менеджмента разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции - как главный враг интеллекта. Девид Карузо писал: «Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов» [5]. Но при любом смешении всегда происходит снижение свойств входящих элементов.

 

Своими корнями концепция эмоционального менеджмента уходит в труды Ч.Дарвина, популяризатора эволюционистской теории развития человека. Материализм и навязываемая эволюционная концепция развития человека рано или поздно привели бы к появлению в менеджменте новых подходов к управлению, источником принятия решения в которых были бы процессы, напрямую или очень тесно связанные с жизнедеятельностью организма. В этом смысле эмоциональный менеджмент – это первая ласточка, сигнал о появлении новой группы теорий менеджмента, в которую войдут в недалеком будущем «stomach-менеджмент»[1] (или принятия управленческих решений на основе чревоугодия) или «sex-менеджмент»  (или принятие решений на основе удовлетворения сексуальных желаний сотрудников), то есть связанные с удовлетворением первичных потребностей человеческого организма. США, являющаяся передовой страной в деле поклонения потребностям тела, вполне естественно стала родоначальницей этой группы теорий в менеджменте.

 

Можно ли эффективно управлять организацией, опираясь на телесные потребности или проявления?

Управляя физиологией с целью управления, например, эмоциями, объектом управления менеджера становится тело, являющееся частью материального мира. Материальный мир является объектом познания физики. Физика (греч. physike < physis природа) – наука о наиболее общих свойствах и строении неживой материи (атомов, молекул, кристаллов, жидкостей, газов и т.д.) и основных формах ее движения (механических, тепловых, электромагнитных, гравитационных, атомных, ядерных и др. процессов). Таким образом, эмоциональный менеджмент – это управление неодушевленным телом, логичным следствием чего является технологизация процесса управления.

 

Но человек существо одушевленное, и его чувства являются одним из составных элементов его души, в этом смысле эмоциональный менеджмент делает ставку на управление одной частью системы с целью управления целой системой. Воздействие на эмоции человека и управление человеком различные процессы.

 

Эшби, один из основоположников кибернетики, писал, что необходимым условием для управления является соблюдение следующего требования: «разнообразие управляющей системы должно быть, как минимум, не ниже разнообразия управляемой» [9]. Тренер футбольной команды не является членом команды, управляющий не может быть элементом управляемой им системы, это основа системного подхода к управлению. Тренер учитывает способности каждого членов команды, но не делает ставку на одного игрока; менеджер обязан учитывать и понимать эмоциональный мир сотрудников, но он не может делать ставку на эмоции.

 

Секрет управления эмоциями заключен в управлении чувствами, секрет управления чувствами – в управлении энергией органов, секрет управления энергией органов – в правильном мышлении с целью сохранения чистоты реализуемой органами функции, секрет управления мышлением – в его управлении волей (направлением его воли), секрет управления волей – в вере человека. Именно здесь находится источник управления. Эмоции, конечно, как и все другие составляющие внутренней структуры человека, нельзя игнорировать, но они не могут быть основой для принятия управленческих решений.

Таким образом, эмоциональный менеджмент – представитель легиона теорий менеджмента, рожденных слепым материалистическим мышлением при потере правильных принципов управления.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.

2. Оськин В. На пороге эмоциональной революции // Управление персоналом. 2004. № 16. С. 49 –  53.

Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 1997.

3. Cooper R.K. Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York: Grosset/Putnam, 1997.

4. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.), pp. 396—420. New York: Cambridge

David R. Caruso, Peter Salovey. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. Josses-Bass, San Francisco. 2004

5. Карпов А. В., Петровская А. С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // www.drupal.psychosfera.ru

6. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Стокгольмская школа экономики. 2000.

7. Эшби У. Росс Введение в кибернетику.- М.: Издательство иностранной литературы, 1959.- 430 с.

 

[1] Stomach (англ.) - желудок