SANDPLAY
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия/выявления внутреннего напряжения, путем воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.
Песочная терапия это одна их техник юнгианского анализа, являющаяся разновидностью активного воображения. В статье «Трансцендентная функция» Юнг пишет, что задачей активного воображения является установление контакта между сознательной личностью и субъективным внутренним миром образов. В Sandplay - песочной терапии клиенты создают трехмерные сцены, картины или абстрактные узоры в специальном лотке определенного размера, используя песок, воду и большое количество миниатюрных реалистичных фигур. Sandplay позволяет отобразить материально в трехмерном виде недооформленное, бессознательное содержание внутреннего мира клиента.
Данный метод позволяет:
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
Суть метода
Древние племена чертили защитные круги и создавали различные рисунки на песке. Племя Навахо использовали песочные изображения в церемонии исцеления, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течении нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств.
Песочная терапия уникальна для каждого клиента, так как отражает его индивидуальность. Для некоторых начало работы с песком ― размышление о том, какой должна быть их жизнь. Для других — это путь, раскрывающий проблему. Для третьих ― это глубокое сосредоточение и расслабление.
Песочная терапия позволяет клиентам активизировать их бессознательный опыт и выводить его на сознательный уровень. Задача психолога — способствовать этому процессу.
Цель песочной терапии активировать исцеляющую силу Души. Психолог выступает исключительно как медиатор, посредник. Песочный сюжет – это монолог Духа, как только пейзаж, фигурки и т.п. символы помещаются в поднос, они становятся реальными (не символическими).
Песочная терапия – это создание канала для проявления трансцендентной сущности человека, его Духа в явном мире посредством символов. Задача психолога – лишь создать условия, обеспечивающие возможность для Духа проявиться. Следовательно, необходимо убрать все, что мешает этому в обычной жизни, начиная с чисто технических вещей – 1) комфортная атмосфера, свежий воздух, тепло, отсутствие внешних раздражителей (эти приводит к покою тело человека), и 2) обеспечение Душевного покоя и равновесия (спокойная музыка, отсутствие внешних раздражителей, ощущение безопасности и т.п.). Это необходимые условия, но недостаточные. Единственным ключевым условием для обеспечения качества процесса (которое часто является достаточным) – это «состояние» психолога. Он должен находиться в том же состоянии, которое стремится вызвать в пациенте, то есть в «состоянии» при котором его Дух правит им, это называется «состоянием без состояния». Если психолог находится в правильном состоянии, пациенту легче войти в нужный режим, поскольку присутствие психолога ему помогает, а не мешает, как происходит, если психолог находится в состоянии личности, профессионала и т.п. Короче, психолога не должно быть, это просто канал, он даже не посредник, поскольку его в этом процессе нет. Это присутствие без присутствия. В таком «состоянии» психолог максимально чувствителен к мыслям, чувствам пациента, что позволяет ему указать пациенту на проявления сопротивления пациента, что позволяет пациенту осознавать значение символов, с помощью которых его Дух говорит с ним.
Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание. Основное действие песочной терапии направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Для каждого символа внесознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объясняют его значение. Внесознательное содержит в себе информацию по каждому порожденному им символу, следовательно, символический язык бессознательного можно расшифровать. Решение наших проблем начинается с осмысления ассоциаций, которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов. «Достаточно просто позволить невидимому стать видимым».
Люди имеют большую потребность в игре, испытывают желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал человека, его внутренние чувства, а затем перенести их во внешнюю действительность. Песок и вода — прекрасные инструменты, которые необходимо использовать в игре. Поскольку у большинства не было никаких специфических культурных ограничений (например, запретов на песке в связи с религиозной принадлежностью и т. п.) игры с песком в детстве, они не стесняются создавать свои песочные миры. Нет никакого правильного или неправильного способа игры в песке. Песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя. Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет клиенту создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам.
В процессе создания мира с использованием песка, воды и объектов у клиента возникает решение, которое его бессознательное состояние передает рукам. Песок и вода связывают дух с мыслями, и телом, обеспечивая людям во время сеансов песочной терапии, возможность влиять друг на друга сознательно и подсознательно. Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Взрослые также нередко не находят слов для обозначения своих чувств. Песочная терапия может обеспечить клиенту средство для выражения скрытых мыслей и чувств. Использование песка и воды автоматически возвращает клиентов назад, к областям человеческого опыта, который является травматичным и должен быть пережит заново для преодоления его последствий. Песочная терапия активизирует возрожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.
Очень важно отметить, что решения в процессе песочной терапии находит сам клиент (инсайт, внезапное озарение, когда человек по-новому воспринимает задачу, вдруг понимает, что он сам может сделать в сложившейся ситуации). Решение проблемы достигается через переживание клиентом травмирующей ситуации и «сотрудничество» бессознательного и сознательного состояния. Терапия такого рода имеет еще одно название – инсайт-ориентированная.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.